В 2020 году в День города после масштабной реставрации открыли Северный речной вокзал. На данный момент можно с уверенностью сказать, что архитектурный памятник смог вернуть свое былое величие: здесь проводят городские мероприятия, в парке любят отдыхать москвичи, а некоторые пары даже играют в здании свадьбы.
История создания
Северный речной вокзал стал заключительным аккордом грандиозной стройки 1930-х годов — канала Москва — Волга. Возведение здания речного вокзала шло параллельно с созданием канала и Химкинского водохранилища. Но наполнили водоем уже после того, как здание было готово.
Автором проекта Северного речного вокзала стал Алексей Рухлядев, который в 1920-е годы входил в авангардистскую группу архитекторов-рационалистов — Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА). В конце 1930-х творческая направленность советской архитектуры меняется: нестандартные решения авангарда больше не отвечали запросам наступающей эпохи, во главу угла поставили освоение классического наследия, синтез искусств, монументальность и симметрию.
Новаторский подход архитектора состоял в том, что он не только построил функциональное здание для транспортировки пассажиров, но и создал великолепное общественно-культурное пространство. Люди приезжали сюда просто отдохнуть: прогуляться по открытым галереям, выйти на крышу, выполнявшую функцию смотровой площадки, перекусить в ресторане, посмотреть на фонтаны и, конечно, пройтись в парке речного вокзала. Были здесь и почта, и парикмахерская, и комната матери и ребенка, в общем, как бы сказали сейчас, — многофункциональное общественное пространство.
Здание получилось уникальным и по форме: чего только стоит выдвижной шпиль, который венчает пятиметровая звезда-флюгер, украшенная позолотой и самоцветами. Весит она более 700 килограммов. Это, пожалуй, самый заметный элемент декора.
Возвращение былого величия
Великолепие вокзала по прошествии десятилетий потеряло свой блеск: шедевру Алексея Рухлядева требовалась реставрация. Она началась в 2018 году, 400 реставраторов со всей страны трудились два года, чтобы вернуть москвичам легендарный порт пяти морей. Специалисты провели работы по усилению фундаментов и конструкций, по реставрации интерьеров, живописи, фонарей, светильников, фонтанов. Привели в порядок и знаменитый шпиль, и венчающую его звезду. Все работы проводили на основе комплексных научных исследований.
«В этом здании в предмет охраны входит практически все: фасады, интерьеры, фонтаны, шпиль, звезда и так далее. Это значит, что ничего нельзя менять, только реставрировать. Это и называется работой по сохранению культурного наследия. Поэтому мы можем говорить о сохранении задумки Алексея Рухлядева», — отмечает Виктор Кувшинников, генеральный директор компании «Инженерная геология исторических территорий» — генпроектировщика Северного речного вокзала.