Спустя больше месяца после передачи Россией предложений о гарантиях безопасности свой ответ на них наконец дали НАТО и США. Переданные 26 января документы из Брюсселя и Вашингтона по желанию западных партнеров остаются непубличными. Однако сделанные госсекретарем США Энтони Блинкеном и генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом публичные заявления немного приоткрыли завесу тайны.
Столтенберг и Блинкен дали понять, что двери НАТО остаются открытыми для новых членов, включая Украину. Последней будет оказываться военная и финансовая помощь. США и НАТО требуют, чтобы Россия отвела свои войска от украинской границы и вывела войска из Грузии, Молдавии и Украины.
Из более компромиссных пунктов можно отметить стремление НАТО открыть представительства блока и России в Москве и Брюсселе, начать работу над контролем вооружений и продолжить диалог по решению украинского конфликта.
Исходя из этого минимума фактов, можно уже делать определенный выводы о возможной реакции России на контрпредложения США и НАТО.
Чего от Москвы ожидают на Западе, PublicO спросило у зарубежных экспертов.
Каким будет ответ России?
Профессор, доктор политических наук из Университета Кассино Южного Лацио Алессандро Фигус (Alessandro Figus) считает, что пока не обнародованы документы США и НАТО любые выводы остаются на уровне гипотез. При этом он дал понять, что Европа не заинтересована в конфликте с Россией.
«Это противостояние Восток-Запад происходит в Европе, а не в других частях мира, напоминая времена холодной войны. Я хотел бы, чтобы все знали, что никто в Европе не хочет конфликта. Чтобы этого не произошло, необходим диалог, и путь дипломатии кажется мне единственным. История учит, что внутренние проблемы часто становятся международными. Существует не только НАТО, но и такие организации, как ООН, которые должны поддерживать международный мир и безопасность, развивать дружественные отношения между странами и содействовать решению международных проблем. Иначе им больше нет смысла существовать», - подчеркнул итальянский политолог.
Главный аналитик Совета словацких экспортеров Йозеф Храбина (Jozef Hrabina) считает, что непринятие Западом жизненно-важных интересов России приведет к затягиванию переговорного процесса.
«Мы являемся свидетелями растущей эскалации, хотя прямая эскалация была бы контрпродуктивной, поскольку идут переговоры. В то же время наращивание войск РФ на границах Украины, похоже, пока носит сдерживающий и сигнальный характер и не является актом агрессии. Россия демонстрирует усталость от непонимания Западом той роли, которую играет расширение НАТО на восток для российской внешней политики и безопасности как минимум уже 20 лет. Это нежелание признать жизненно важные интересы России приведет к затягиванию переговоров», - сказал он.
Эксперт из Словакии не исключает и зеркальных действий со стороны России.
«Существуют различные сценарии, включая эскалацию в Карибском регионе и Латинской Америке, на Балканах или Ближнем Востоке. Эти действия, скорее всего, приведут к росту напряженности и, соответственно, к еще более опасным ситуациям», - добавил он.
Профессор стратегических коммуникаций и правительственных отношений в Париже доктор Нидаль Шукейр (Nidal Shoukeir) ожидает измененные предложения России американцам и для НАТО с учетом их ответа.
«Россия без удивления заявила сегодня, что Соединенные Штаты не смогли решить ее основные проблемы безопасности в связи с Украиной, но оставила дверь открытой для дальнейших переговоров, чтобы ослабить напряженность. Это нормально, что Россия попросила максимум, а Соединенные Штаты предложили минимум. Это игра, чтобы достичь компромисса, который удовлетворит обе стороны. Москва наверняка глубоко изучит ответы США и вскоре повторно направит новое модифицированное предложение, в котором акцент будет сделан на проблемах физической и моральной безопасности, таких как возможность вступления Украины в НАТО», - сказал он.
Шансы на компромисс
В своем заявлении Блинкен заметил, что предложения США содержат «очень позитивные вещи» для России.
Возникает вопрос, где могут быть компромиссы между США и Россией?
Йозеф Храбина считает наиболее позитивной частью предложений США и НАТО готовность обсудить контроль над вооружениями и желание продлить переговоры с Россией. Компромисс, по его мнению, возможен, если Запад признает российские сферы интересов.
«Шансом на компромисс является признание российской сферы влияния в постсоветских странах, не входящих в НАТО. Требования России, чтобы НАТО отошла к ее границам до 1997 года, нереалистичны, поскольку нет прецедента отмены членства в НАТО из-за давления извне. Не говоря уже о том, что такие действия нанесли бы непоправимый ущерб престижу НАТО и США».
По мнению словацкого эксперта, достижения компромисса с Россией выгодно США, поскольку позволит им сконцентрироваться на борьбе с Китаем. Одновременная борьба с КНР и РФ «может привести к перенапряжению США и, как показывает история, упадку гегемонии, даже к внутреннему краху», заключил Храбина.
Алессандро Фигус считает, что у сторон высоки шансы на поиск взаимоприемлемых решений: «Пространство для дипломатии безгранично. Я уверен, что будет найдена система для посредничества. Достичь соглашения очень важно. Я уверен, что Лавров является квалифицированным собеседником».
Итальянский профессор уверен, что Европейский союз должен проявить активность на переговорах с Россией, так как точка напряженности (Украина) находится в Европе.
«Поскольку мы находимся в Европе, разумным является путь деэскалации, где ЕС должен заявить о себе, причем не только через Францию и Германию. Энергетический и стратегический вопросы для Европы становятся важнее изо дня в день. Италия готова содействовать ограничительным, но постепенным и пропорциональным мерам и в то же время поддерживать цель диалога с Москвой. Безопасность Европы - это самое важное, что необходимо сохранить», - подметил Фигус.
Эксперт из Франции тоже считает, что шансы на достижение компромисса между США и Россией высоки.
«Компромисс между США и Россией очень ожидаем в предстоящий период, особенно с учетом недавнего роста напряженности до беспрецедентного уровня. Обе стороны не хотят, чтобы разразился кризис. В стратегических науках нам хорошо известно, что великие державы не воюют друг с другом напрямую, потому что это неизбежно ведет к всеобъемлющей и глобальной войне», - отметил доктор Нидаль Шукейр.
Согласно его точке зрения, ни Россия, ни США «в глубине души» не хотят идти на конфронтацию. Ведь в случае войны их потери будут велики, независимо от их выигрыша, а победителем схватки станет КНР. «Китай будет самым большим бенефициаром такого конфликта. Поэтому обе стороны работают над компромиссным решением, которое обеспечит выход из кризиса с высоко поднятой головой», - заключил Шукейр.
Камран Гасанов, международный обозреватель PublicO.