Российские компании почти полностью отказались от международных расчетов в долларах. Доля расчетов в евро тоже постепенно сходит на нет. Об этом заявил замминистра финансов Алексей Моисеев.
«Я думаю, что ни для кого не секрет, что расчеты «рубль — доллар» трансграничные практически… я бы сказал, что их нет. [Есть] отдельно взятые эпизоды, которые изредка происходят — с точки зрения системных их нет. «Рубль — евро» еще немного осталось, но тоже сходит на нет потихонечку», — заявил Моисеев (цитата по РБК).
Данную тенденцию он объяснил сразу несколькими факторами: блокировкой российских счетов за рубежом, долгой проверкой платежей на предмет соответствия санкциям, а также нежеланием использовать валюту, которая просто может не дойти до адресата.
«Мы наконец-то пришли к ситуации, когда на Московской бирже обороты по мягким валютам пришли к ситуации, которая соответствует уровню торговых взаимоотношений. Не по всем, но по многим из них. Я бы сказал, здесь чувствительным исключением остается пара «рубль — рупия», потому что там связано это отчасти с валютными ограничениями, которые в Республике Индия существуют, отчасти с другими причинами», — добавил замглавы Минфина.
По данным ЦБ, за прошлый год доля юаня в расчетах за экспорт выросла с 0,5 до 16 процентов, а доля рубля — с 12 до 34 процентов. Таким образом, в этих валютах ведется половина внешнеторговых расчетов России. На другие валюты «дружественных» стран приходится еще два процента расчетов. При этом в мировой торговле доля юаня растет куда медленнее — за 2022 год она увеличилась с 2 до 4,5 процента.