ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Мухин: «игра на выжидание» - попытка скрыть непонимание, почему Россия еще не сдалась на милость Запада

Президент США Джо Байден предположил, что конфликт вокруг Украины может стать состязанием на выносливость между Россией и Европой. «Я действительно думаю, что на определенном этапе пойдет отчасти игра в ожидание — что русские могут выдержать, и что будет готова выдерживать Европа», — так Байден прокомментировал журналистам заявление Бориса Джонсона, что в Европе начинает проявляться усталость от темы украинского конфликта. Редакция PublicO обсудила с экспертами подобную «игру на ожидание».

Так, заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики НИУ-ВШЭ, заместитель директора исследовательских программ Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) Дмитрий Суслов думает, что слова Байдена действительно отражают происходящее.

«Они отражают тот дискурс, который сформировался на Западе, в том числе, в Европейском Союзе о том, что конфликт перешёл в стадию «войны на истощение». Джозеф Байден это назвал «войной на выжидание». Исход этого противостояния будет зависеть от того, кто первый сломается, и насколько стороны могут выдерживать тот ущерб, который нынешняя конфронтация наносит, то есть, они наносят друг другу», - пояснил он.

«Несмотря на то, что ущерб, наносимый Евросоюзом России всё ещё больше, чем экономический ущерб, который Россия наносит Евросоюзу и который он наносит сам себе антироссийскими санкциями, тем не менее, болевой порог у Евросоюза гораздо ниже, чем у России. Европейское население, особенно население стран Западной Европы, готово терпеть гораздо меньший масштаб снижения уровня жизни, чем в России, это абсолютная правда», - заключил эксперт.

Политолог, председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко в свою очередь указывает на контекст: «Эту фразу об «игре на выжидание» Байден произнёс в ответ на вопрос: «Может ли в Европе случиться перелом в отношении к Украине?» И это, скорее, отрицательный ответ на такой вопрос. То есть, Байден считает, что перелома не случится».

По словам политолога, конфликт на Украине уже очевидно принимает затяжной характер, и, соответственно, вокруг него будут позиционироваться и Россия, и Запад, и Евросоюз. «Поэтому я считаю, что «игра на выжидание» вполне может случиться, хотя вряд ли с радикальным изменением отношения Европы к России в связи со специальной операцией.

Санкционный режим, масштабные санкции всегда наносят удар по обеим сторонам: и по тем, кто вводит санкции, и по тем, против кого их вводят. Но общее правило, что сильнее удар по той стороне, чья экономика слабее. В данном случае, для России эти риски гораздо больше. Но, с другой стороны, и «ресурс терпения» у россиян больше», - подытожил Макаренко.

Политолог, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что понятием «игра на выжидание» Байден хочет скрыть своё непонимание, почему Россия ещё «не сдалась на милость стран-санкционеров, и что дальше делать с Западной Европой, которая уже звенит от напряжения, возникшего из-за роста цен, остановки производств, миграционного угара и прочих прелестей непродуманной политики».

«Тревожный звонок прозвучал во Франции: президент Макрон потерял конституционное большинство в Национальном собрании, где (о, ужас, ужас!) Марин Ле Пен впервые в истории формирует свою фракцию. Немецкий бизнес крайне недоволен канцлером Шольцем и его низкопоклонством перед президентом Украины Зеленским, считает это национальным унижением, а также необходимостью рвать «по живому» устоявшиеся связи с Россией и терять деньги на ровном месте. На этом фоне попытка президента Байдена изобразить США мудрой обезьяной, сидящей на холме над долиной, где идёт схватка тигров, выглядит странно. Скорее, эту надоевшую обезьяну уже просто стараются не замечать, хотя для ЕС это пока опасно для жизни», - заявил эксперт.

Политолог, профессор факультета социальных наук Высшей школы экономики Алексей Макаркин полагает, что озвученный президентом Байденом тезис об «игре в выжидание» — не только публичная позиция Соединенных Штатов, но и их реальная позиция.

«В самых разных СМИ есть такое представление, что якобы общество достаточно быстро может предъявить претензии своим политикам, мол, давайте заканчивать. Но общества все же разные. К таким прогнозам надо относиться осторожно. У общества есть запас прочности», - отметил эксперт.

Макаркин указал, что в России есть представление, что на Западе живут совершенно избалованные люди, которые при повышении цен на бензин тут же идут и требуют, чтобы правительство меняло внешнюю политику. На самом деле, на сегодняшний момент такого не происходит. Среди политиков там есть колебания: как реагировать на российско-украинский конфликт, насколько глубоко втягиваться в него, закрывать ли дорогу к переговорам с Россией или не закрывать? Есть разные позиции и разные мнения, но сохраняется консенсус, что Украину надо поддерживать, и этот консенсус не сталкивается с каким-то серьезным общественным протестом.

«Основные мировые СМИ сочувствуют Украине, что тоже влияет на общественное мнение. Те, кто не доверяют мейнстримным СМИ, хотя их и немало, но они находятся в меньшинстве и не могут реально влиять на принятие политических решений. Сейчас горизонт планирования небольшой, скорее всего, европейцы смотрят, что будет до осени, и пока инерция сохраняется и там, и здесь», - резюмировал политолог.

Новости партнеров