ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Наталья Зубаревич: «Разговоры о том, что развернемся и продадим все в Китай – это детский инфантилизм»

Антироссийские санкции не могли не отразиться на экономике страны. На сегодняшний день все отрасли в той или иной степени ощутили на себе удар стихии. Эксперты характеризуют текущую ситуацию в экономике как ситуацию неопределенности и нестабильности – ничего подобного в истории страны никогда не было. О ситуации в интервью УралПолит.Ru рассказала специалист в области социально-экономического развития регионов, профессором МГУ, доктором экономических наук Натальей Зубаревич.

На просьбу охарактеризовать ситуацию эксперт сказала следующее: «Это большой облом. Большой-большой облом. Это тяжелейшая ситуация, просто ее не все видят, но те, кто в бизнесе, понимают это очень хорошо. Первое и самое суровое – это нефть и газ. Там степень суровости, например, такая, что «Сургутнефтегаз» в марте этого года не мог продать нефть ни по одному спотовому контракту. В апреле ситуация лучше – пошли танкеры на Китай, но все это с дикими дисконтами».

Она подчеркнула, что России не запретили продавать нефть в Европу, просто это становится все сложнее и сложнее, потому что крупные западные компании часто покупают не на переработку, а для продажи в другие страны, и требуется гигантский дисконт. В Индию, например, продали по цене на 35 долларов за баррель меньше мировой. Именно поэтому вся «нефтянка» испытывает очень сильные потрясения.

«Перенос продаж на Индию и Китай возможен, но это будет с гигантскими потерями в цене и с очень сильным удлинением маршрута поставок. Кроме того, очень плохо идет страхование танкеров, потому что многие страховые компании отказываются работать с российским бизнесом. Соответственно, возникают проблемы продаж, проблемы цены, проблемы очень подорожавшей логистики. У «Лукойла», который тоже работает в Ханты-Мансийском округе, ситуация такая же как и у «Сургутнефтегаза», только еще жестче с нефтепереработкой», - уточнила Зубаревич.

Говоря о сырьевой базе, эксперт напомнила, что есть Антипинский НПЗ, он работает на давальческом сырье, сырья сейчас хватает, только все что он производит, все виды нефтепродуктов, – это избыточно для российского рынка. «Уже произошла полная «затоварка» мазутом, потому что процесс переработки он такой – бензин еще берут, а мазута столько не надо. Мы очень много мазута вывозили на экспорт в Европу. Хранить этот мазут уже негде, все емкости заполнены. И вот что делать в этой ситуации, тоже абсолютно непонятно. Нефтяники, например, просят поставлять мазут на электростанции, чтобы топить мазутом, и получается золотая электроэнергия», - сказала профессор.

«Газ. Первое и понятное: то, что идет по трубе – там проблем нет. То, что «Газпром» сейчас так сильно выходит на спотовые рынки, тоже знаем. Проблемы есть, видимо, в долгосрочных контрактах. Но, самое интересное, что больше всего пострадает «Новатэк» с его новыми проектами. Вот в Сабетте они сделали «Ямал СПГ», а сейчас у них «Арктика СПГ-2» – он недоделан, по оборудованию – проблемы, потому что сейчас запретили поставки оборудования для сжижения газа. Мы сами это оборудование не делаем, оно шло, в основном, импортное. И второе – те, кто был в консорциуме, финансировать проект не будут. Китай пока сказал, что будет. То есть, суть в том, что есть проблема с финансированием», - рассказала Зубаревич.

Про газовое и нефтяное машиностроение эксперт отметила: «Что-то все-таки создали в Тюмени, сделали там импортные комплектующие, и немало. Смогут ли это купить у китайцев? Не уверена, потому что китайцы не делают всю линейку необходимых комплектующих. Поэтому все проекты, которые связаны с труднодоступными месторождениями, требуют оборудования и работы нефтесервисных компаний, а эти компании почти все ушли из России».

«Поэтому про трудноизвлекаемые запасы забыли и заплакали. В округах Тюменской области и так падающая добыча нефти, и новых месторождений мы не добавим. В стратегии развития страны и так писалось, что объемы добычи нефти будут сокращаться – сейчас они будут сокращаться существенно быстрее еще и потому, что при избытке нефти в стране придется затыкать скважины, и не все из них потом можно будет восстановить, особенно в тех местах, где сегодня падающая добыча», - подытожила Зубаревич.

Прокомментировала профессор и нововведение по продажи газ недружественным странам за рубли: «Они продают в своих евро «Газпромбанку», а потом «Газпромбанк» меняет евро на рубли. Насколько это выгодно экспортерам? Сейчас мы уже не говорим ни о какой выгоде, сейчас главная задача – выжить. Не пойте про выгоды».

Новости партнеров