11 апреля, впервые с начала спецоперации в Москву пожаловал европейский лидер. Канцлер Австрии Карл Нехаммер провел чуть больше часа на переговорах в Ново-Огарево. Никакого прогресса он по итогам беседы не отметил, но, похоже, ни Вена, ни Москва переговорные нити разрывать не намерены.
Основная мотивация австрийского канцлера в его непродолжительной поездке в Москву состояла в стремлении повлиять на Кремль и добиться от него смягчения курса по Украине. Об этом говорит тот факт, что Нехаммер согласовал свой визит с лидерами ЕС, Турции и Украины. Австрия, как нейтральная страна и важный хаб для транспортировки российского газа в Европу, казалось бы, имеет привилегированное положения на российском направлении.
Австрийские правительства, независимо от того, кто был у власти, всегда поддерживали прагматичный курс по отношению к Москве. Австрия заинтересована в сохранении поставок газа, от которых республика зависит на 90%. Однако будучи членом ЕС, Вена не может пойти против мейнстрима и вынуждена считаться с общеевропейским антироссийским консенсусом.
Так или иначе, Вена нацелена на то, чтобы, используя, свой особый статус, «повлиять» на президента РФ Владимира Путина, попытаться добиться ослабления темпов специальной операции РФ в Украине, тем самым, снимая причины для потенциального и губительного для Австрии газового эмбарго.
Австрийский канцлер, даже желая «навести мосты», все равно опасался давления со стороны ЕС и, возможно, НАТО. По данным австрийских газет, он попросил, чтобы на встрече не было фотографий и рукопожатий. "Это не дружеский визит. Я только что приехал из Украины и своими глазами видел неизмеримые страдания, причиненные российской агрессивной войной", - цитирует Нехаммера издание Kurier.
Итоги встречи оказались не позитивны. Об этом стало известно после общения канцлера с австрийскими журналистами. "У меня в целом нет оптимистичного впечатления, которым я могу с вами поделиться от этого разговора с президентом Путиным", - сказал он.
Российский президент дал понять, что он не будет менять выбранный курс даже ценою разрушительных санкций Запада. Путин твердо намерен «решить вопрос Донбасса», то есть добиться административных границ для ДНР и ЛНР. Нехаммер назвал переговоры в Ново-Огареве «очень прямыми, открытыми и жесткими», пишет австрийская газета Kronen Zeitung со ссылкой на канцелярию канцлера.
"У президента Российской Федерации совершенно другая оценка, чем у нас, чем у глав правительств ЕС. Для меня было важно, глядя ему в глаза, указать на ужасы войны, страдания, которые я видел сам, военные преступления в Буче и других деревнях в Украине", - отметил Нехаммер.
В беседе с PublicO немецкий политолог и публицист Маттиас Вольф отметил, что, в отличие, от Германии которая, «очевидно не больше хочет партнерских отношений с Россией, Австрия помнит свою историю и свои позитивнее отношения в ходе многих веков», но по ряду причин шансов добиться благоприятных результатов у Вены было мало.
«У России есть свои интересы в области безопасности по отношению к своим границам. Каждый сосед, который хочет быть членом НАТО, будет потенциальной угрозой. Австрия пробует искать новую базу для разговоров, и это хорошо. Но какой будет эффект? Мы уже узнали о негативных реакциях немецких политиков. Они не согласны с австрийским канцлером. Мне было ясно, что эти разговоры остаются без результата. У австрийского канцлера на Западе нет поддержки», - сказал Вольф.
По мнению, из европейских стран посредниками между ЕС и Россией могут выступать балканские страны.
«Если и есть страны, которые могут помочь в потенциальных переговорах о нормализации, так это страны, которые связаны с Россией по истории. Например Сербия, Болгария или Словения. Эти государства не хотят посылать оружие в Украину. Население, например, Сербии выходит на улицу и выступает за Россию. Балканские страны много лет оставались под османской оккупацией, например Болгария, до 1876-го года. Для них, несмотря на членство в НАТО, Россия – очень важный культурный и экономический партнер. Страны с позитивной исторической связью к России могут помочь в дальнейших переговорах. Здесь, речь не только идет о деэскалации, но и об уважении к интересам России. И в этом смысле западно-европейские страны потерпели неудачу», - подчеркнул Вольф.
Насколько Сербия может стать удачным посредником на переговорах вокруг Украины, - вопрос, но такое намерение Белград уже изъявил. Председатель парламента Сербии в интервью «Известиям» заявил, что Белград готов предложить свои посреднические услуги, если Москва и Киев захотят ими воспользоваться.
Камран Гасанов, международный обозреватель PublicO