Все экологические платежи предприятий, поступающие в федеральный и региональные бюджеты, будут направляться исключительно на экологические мероприятия и проекты. Новая норма содержится в проекте федерального закона о предотвращении вреда окружающей среде, который Правительство РФ направит в Госдуму для рассмотрения в эту осеннюю сессию, сообщает портал GoAtctic со ссылкой на слова вице-премьера Виктории Абрамченко.
Законопроектом устанавливается так называемая «окраска» экологических платежей, таких как плата за негативное воздействие на окружающую среду, штрафы за административные правонарушения в области охраны окружающей среды, компенсационные платежи, возмещения иного характера. За подобными платежами предполагается закрепить целевое назначение согласно списку приоритетов в сфере ликвидации накопленного ущерба. Главный приоритет — у масштабного проекта по генеральной уборке страны.
В Правительстве отмечают, что в регионах широко распространилась практика нецелевого расходования платежей экологического назначения, полученных от промышленных, добывающих предприятий, производителей электроэнергии. По словам Абрамченко, за последние три года в бюджеты субъектов страны поступило почти 40 млрд рублей за негативное воздействие на окружающую среду, но при этом на ликвидацию накопленного вреда регионы направили менее 2% от этой суммы. Новый закон устранит такой перекос: расходовать данные средства на какие-то иные цели, помимо экологических, станет невозможно.
Отмечается, что принятие закона могло бы иметь немалое значение для всей страны, и для Заполярья в частности. За десятилетия ведения хозяйственной деятельности в Арктике скопились тысячи объектов накопленного ущерба, устранение которых представляет собой сложную организационную и логистическую задачу. К тому же работа по ликвидации вреда в высоких широтах традиционно сопряжена с существенными затратами, обусловленными удалённостью арктических регионов. Введение новых норм позволит последовательно решать проблему накопленного вреда, создав предпосылки для проведения системной «генеральной уборки» в Арктике.