ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Нужен ли в России новый закон об экосистемах?

16 ноября 2021 года на сайте Центра стратегических разработок (ЦСР) было опубликовано исследование об актуальных вопросах регулирования экосистем. Ранее на эту тему уже публиковались доклады Центрального банка РФ и Минэкомразвития РФ.

Ключевая особенность исследования

В исследовании ЦСР, в отличие от иных докладов и концепций по экосистемам, акцент делается на изучении иностранного опыта с предложением на его основе своего рода дорожной карты развилок регулирования экосистем. При этом исследование не сводится к пересказу иностранного опыта. Возможные модели регулирования анализируются и ранжируются с точки зрения их оптимальности для российского права. На важность критического восприятия иностранного опыта указывают и дисклеймеры исследования, которые часто появляются между строк: российским регуляторам необходимо выработать свой подход к регулированию экосистем и создать регулирование, благоприятствующее инновационному развитию и не снижающий конкурентоспособности российских экосистем по сравнению с иностранными «коллегами».

Еще одна особенность исследования ЦСР состоит в отсутствии объемной части, посвященной ликбезу относительно принципов работы экосистемы, порождаемых ими рисков и т. д. Эти аспекты уже не раз воспроизводились в разных работах, и исследование ЦСР ориентируется прежде всего на уже подготовленных читателей.

Нужен ли в России новый закон об экосистемах или с экосистемами «справится» и антимонопольное регулирование?

Этот вопрос является, пожалуй, самым базовым для регулирования экосистем. Как показано в исследовании ЦСР, на уровне Европейского союза разработано принципиально иное регулирование экосистем с особым методом, отличным от антимонопольного законодательства. Однако это регулирование все равно строится на базе известных громких антимонопольных кейсов. В Германии, напротив, посчитали оптимальным не отрываться полностью от антимонопольного законодательства (понятийного аппарата, иных базовых принципов), а вносить в него необходимые правки для учета специфики рисков, порождаемых экосистемами. В то же время немецкий подход к регулированию экосистем также имеет весомые особенности по сравнению с общим антимонопольным правом.

ЦСР в исследовании соглашается с тем, что вопрос о новом законе является базовым, но, скорее, отрицает его принципиальность. Если будет признано целесообразным ввести принципиально новое, специфическое регулирование экосистем, то даже если вводить его в антимонопольное законодательство, оно может настолько отличаться от иных институтов антимонопольного права, что будет уже не важно, в какой закон включено такое регулирование. Это нам показывает и опыт Германии.

Какие еще вопросы были рассмотрены в исследовании?

В исследовании ЦСР рассматривалось несколько вопросов, разбитых по разным блокам. Наиболее принципиальными являются блоки, посвященные юридическому определению экосистем, рассмотрению конкретных запретов для экосистем, а также об особенностях регулирования криптовалют внутри экосистем. В части определения экосистем ЦСР пока воздерживается от предложения конкретных критериев, ограничиваясь изложением иностранного опыта и постановкой вопросов методологии. По конкретным запретам для экосистем (дискриминации, связывания в один пакет разных услуг, антиконкурентного использования уникальных данных) ЦСР во многом приходит к тому, что существующее антимонопольное регулирование в существенной мере уже решает возникающие проблемы. Новое регулирование может упростить правоприменение и применять соответствующие запреты в большем количестве случаев. В отношении регулирования криптовалют внутри экосистем высказывается сдержанная позиция. Основная идея сводится к тому, что рано устанавливать особое регулирование криптовалют внутри экосистем, пока у нас не до конца разработаны общие правила на криптовалютном рынке.

Новости партнеров