ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Олег Бондаренко: Косово не идет ни на какие компромиссы и не соблюдает Брюссельское соглашение

Вечером в воскресенье на севере Косово начались беспорядки из-за запланированного Приштиной запрета на въезд автомобилей с сербскими номерами и документами. В ночь на воскресенье звучали сирены, к границе начали стягиваться силы полиции самопровозглашенной республики. Международная миссия под эгидой НАТО в Косово (KFOR) пригрозила вмешательством в случае появления «угрозы стабильности» в регионе. Редакция PublicO узнало у экспертов, сохранит ли Сербия независимость в условиях обострения отношений с Западом?

Так, политик и публицист Михаил Делягин считает, что Сербия как страна свою независимость в нынешних условиях сохранит, потому что нужно учитывать очень сильные патриотические настроения сербского народа. «Безусловно, руководство Сербии делает все, чтобы запихнуть страну и в Евросоюз, и в перспективе даже в НАТО. Но народ Сербии этого сделать не позволит, по крайней мере, в ближайшие пять лет», - подчеркнул он.

Профессор Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, руководитель отдела Черноморско-Средиземноморских исследований Института Европы РАН Екатерина Энтина отметила, что для Сербии сегодняшняя геополитическая ситуация в Европе максимально неудобна.

«Белграду удавалось на протяжении последних полутора десятилетий сидеть одновременно на нескольких стульях. С одной стороны, основной целью ее остается интеграция в Европу; с другой стороны, Сербия развивает политические и экономические отношения не только с Россией, но и с Китаем, и с рядом арабских стран, и с турками. Недавно они начали программу развития экономических отношений со странами Северной Африки, которые раньше входили в Движение неприсоединения, где Югославия играла одну из ключевых ролей», - пояснила она.

Эксперт добавила, что давление, которое оказывается на Белград в последние полгода в связи с его позицией по российской СВО на Украине, в какие-то моменты является просто неприемлемым. Запад хочет, чтобы Сербия, как и другие страны региона, вошла в общеевропейский фарватер и приняла общеевропейскую политику в отношении России. Однако для превалирующей части сербского населения «отмена» России априори невозможна.

«Более того, такая позиция невозможна и для значительной части политического руководства страны, включая ее президента. Белград делает все максимально возможное, чтобы удерживаться в позиции некоего равновесия. Александр Вучич пытается сделать максимум, чтобы сохранить позицию условного нового сербского Тито, который может балансировать между великими державами. Сложность этой позиции заключается в том, что от усилий сербской дипломатии и самого Вучича в сегодняшней ситуации очень мало что зависит», - резюмировала Энтина.

В свою очередь политолог, директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко признал, что обострение у Сербии с Западом возможно, вопрос в том, до какой степени.

«Это обострение уже происходит, потому что Белград занял очень очень жесткую, твердую позицию в отношении невведения санкций против России, и это очень сильно раздражает Брюссель и Вашингтон. Они, конечно, хотели бы другого, однако Александр Вучич в этом смысле непреклонен, потому что является искренним русофилом. Но и большинство населения Сербии являются абсолютно искренними русофилами, которые не поймут введения санкций против России. Это вызовет огромные протесты внутри страны, это все понимают, включая, конечно же, президента Вучича», - сказал он.

«Если говорить про ситуацию в Косово сейчас, то она не новая, такая эскалация случается приблизительно раз в год-два. В прошлый раз Сербии пришлось даже фактически выводить войска на административную границу с Косово. К сожалению, косовары не идут ни на какие компромиссы, не соблюдают достигнутое при поддержке Запада Брюссельское соглашение, не создали сообщество сербских муниципалитетов. Вопреки всем соглашениям и резолюции 1244 СБ ООН, Косово фактически создало свою армию, на что оно право не имело. Есть множество других аспектов соглашения, которые Приштина открыто попирает, невзирая на протесты Белграда и робкие возражения со стороны Запада», - указал политолог.

Эксперт добавил, что объявленная послом США отсрочка по введению Приштиной запрета на въезд автомобилей с сербскими номерами никак не может разрешить эту ситуацию, лишь отсрочить.

«В течение месяца все будут готовиться к тому, что может произойти уже 1 сентября. Сербская армия должна будет уже вплотную приблизиться к административным границам Косово. Судя по жесткости действий приштинского спецназа ROSU, продемонстрированной вчера, косовары ни перед чем не остановятся. Они уже применяют боевое оружие, стреляют в сербов (есть несколько раненых сербов, которые возводили баррикады). Прежде такой эскалации не было, все-таки все проходило без стрельбы. А сейчас мы видим, что на Балканах начали стрелять — это очень опасно. Что может сделать Белград? Если действительно дойдет до физического притеснения сербов, если их начнут убивать на севере Косово, то конечно, Белграду не останется ничего другого, кроме как ввести войска в три северокосовских общины, взять их под контроль, а также контролировать административную границу с Косово на севере», - заключил Бондаренко.

Новости партнеров