ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Ольга Башмачникова: чтобы цены на продукты не росли, нужна конкуренция в торговле
Фото: РИА ФедералПресс/Полина Зиновьева

Ольга Башмачникова: чтобы цены на продукты не росли, нужна конкуренция в торговле

Рост цен на топливо угрожает вызвать рост цен на продовольствие и разгон инфляции, полагают некоторые эксперты. В России в самый разгар уборочной страды дизель дорожает ускоренными темпами, а в некоторых регионах его не хватает. Однако медийная угроза от этого выше, чем реальная.

Академик РАН Александр Петриков рассказал Publico, что в структуре себестоимости продукции растениеводства цена ГСМ около 10%, а в животноводстве еще меньше. Однако, по его словам, есть и другие неблагоприятные факторы, оказывающие воздействие на работу аграрного сектора, например, рост кредитных ставок.

В беседе с Publico Ольга Башмачникова, вице-президент АККОР, также не склонна драматизировать ситуацию с ценой на ГСМ: «Если затраты производителя растут, то и цена на его продукцию тоже должна расти. Это аксиома, но сегодня у нас для производителей аграрной продукции цены на ГСМ, в частности, растут, а стоимость продукции остается на том же уровне, или даже снижается. По моей информации, зерно из урожая прошлого года продается сейчас буквально за копейки, просто чтобы очистить склады. С молоком аналогичная ситуация, хотя сейчас вроде бы начала выравниваться.

Что касается конкретно ГСМ, то по нашему последнему мониторингу от 15 сентября, в некоторых регионах, например, в Оренбургской и Ульяновской областях, топливо в дефиците. В других цены находятся в диапазоне 65-75-80 руб, но вот в Кабардино-Балкарии – 100 руб. Проблема усугубляется тем, что крупные агрохолдинги напрямую работают с НПЗ, а вот мелкие компании и фермеры зависят от посредников. Пока правительство не определилось, как оно будет решать эту проблему – говорили о запрете на экспорт ГСМ, о квотировании экспортных поставок. Идет работа в точечном режиме с нефтяными компаниями, но пока она не очень результативна. А ведь необходимо завершить уборочную и засеять озимые. Ситуация, тем не менее, управляемая, уверена, что правительство обязательно найдет способы урегулировать проблему».

Башмачникова считает, что на продуктовые цены больше влияет монополизм торговых сетей, чем цены на ГСМ:

«В цепочке от поля до прилавка производитель находится в самом невыгодном положении, неся значительную часть издержек. Большую часть маржи забирают не производители, а торговые сети, которым пока удается ускользать от попыток регулирования их деятельности. Нам нужно развивать в этой сфере подлинную конкуренцию. Сетей должно быть много, в том числе за счет развития кооперативной торговли. Нужно, чтобы они бегали за производителем, а не наоборот. Тогда и цены на продукты не будут расти. Конкуренция – двигатель прогресса».

Голосование
Дебаты
Новости партнеров