Хотя весь фокус внимания российских СМИ сейчас на женевском процессе и ситуации вокруг Украины, но на одни сутки события на Северном Кавказе вынудили российских экспертов и журналистов что называется «заглянуть внутрь».
2 февраля 400 тысяч жителей Чеченской Республики вышли на уличные демонстрации. В них приняли участие 80% мужского населения региона. Нет, это не протест против властей, а демонстрация в их поддержку. Все митингующие во главе с самими главной республики Рамзаном Кадыровым в один голос требуют наказания бывшего судьи Сайди Янгулбаева. Его обвиняют в оскорблении чувств верующих.
Ранее Кадыров сказал, что «любой чеченец оскорблен тем, что янгулбаевское отродье посягнуло на святое». Он дал понять, что «наказание последует непременно». «Мы не простим им все нападки на религию и многочисленные оскорбления нашего народа. Можете не сомневаться в этом», — заявил Кадыров. Он также сказал, что «эту семейку ждет место либо в тюрьме, либо под землей».
В не менее жесткой форме свою критику выразил депутат Госдумы Адам Делимханов, назвавший Янгулбаевых безродными подонками и нелюдями. «У них нет ничего святого. Им нет никакого дела до интересов Чеченской Республики и нашего народа! Нет сомнений, за оскорбление в адрес нашей религии, уставов, а также за тех, кто следует по пути первого президента ЧР, Героя России Ахмата Кадырова, мы заставим их ответить сполна, всегда заставляли и будем заставлять!» — написал он в Инстаграм.
31 января против сына Янгулбаева Ибрагима и его жены Заремы Мусаевой завели уголовное дело. Первого обвиняют в призывах терроризму, вторую - в насилии против сотрудников МВД. За десять дней до этого в квартиру Янгулбаевых в Нижнем Новгороде ворвались люди, представившиеся силовиками, и забрали Зарему Мусаеву, предположительно в Чечню. Янгулбаев жалуется на насилие со стороны правоохранительных органов, говорит, его жена болеет диабетом и нуждается в медпомощи. Министр Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации Ахмед Дудаев отрицает применение насилия сотрудниками МВД. На следующий день после этого инцидента, 22 января сам экс-судья вместе с дочкой уехали за границу.
Собравшиеся накануне демонстранты и представители власти Чеченской республики добиваются экстрадиции Найди Янгулбаева на родину. Сегодня коллегия судей республики лишили его неприкосновенности. Решение вступает в силу с 4 февраля. Как именно Кадыров будет возвращать опального бывшего судью, пока непонятно. На данный момент неизвестно даже, в какой стране скрывается Янгулбаев и его дочь.
Политолог Сергей Марков объясняет конфликт Кадырова и Янгулбаевых стремлением главы Чечни покончить с радикализмом.
«Кадыров борется с радикальными группировками, которые недовольны тем, что Чечня полностью интегрирована в состав России. Группировки, нося исламистский, прозападный характер, достаточно разные. Два сына этого судьи активно принимают участие в борьбе. Борьба с этими группировками носит жесткий, неправовой характер, это продолжение гражданской войны. Поскольку Кадыров проводит операцию крайне успешно, Москва предоставляет ему возможность это делать», - сказал он в беседе с PublicO.
В день протестов в Чечне Кадров приезжал в Москву и встретился с президентом Владимиром Путиным. По официальной информации Кремля они обсуждали хозяйственные дела, а также вопросы социально-экономического развития Чеченской республики. Журналисты «Медузы» (внесено в России в список СМИ-иноагентов) и «Эхо Москвы» задали пресс-секретарю Дмитрию Пескову острые вопросы в духе почему Кремль не интересуется судьбой Янгулбаевых, и является ли происходящее потерей центром контроля над Чечней.
«Нет, я совершенно не согласен с тем, что там ситуация вышла из-под контроля», - сказал Песков. На вопрос, происходит ли все это с «ведома и согласия федерального центра» (имеется ввиду дает ли Кремль «зеленый свет» на жесткую реакцию Кадырова), пресс-секретарь президента отвечает: «Нет, так нельзя сказать. Каждый регион имеет свою повестку дня».
Марков допустил, что жесткие методы правительства Чечни согласованы с федеральным центром.
«Эти очень жесткие методы, включая возможные пытки, поддерживаются Москвой и большинством населения, которое просто молится на Кадырова. Он принес процветание в Чечню. Не дай Бог, повторится Ичкерия. Может быть, и чересчур перестарались, не нужно было женщину (Зарему Мусаев.- прим. ред.) без обуви и одежды тащить в автозак, но, в целом, население и правительство России поддерживает этот жесткий стиль», - сказал он.
Сторонники Янгулбаева «бросают вызов российской власти в Чечне», поэтому большинство населения страны осуждает их и поддерживают жесткие методы Кадырова». Марков также рассматривает противостояние в идеологическом срезе.
«Кадыров пытается использовать исламистскую линию. В условиях разрушения в целом идеологий и государственных институтов возникает две базовые идеологические перспективы - национализм и религиозный фундаментализм. Сначала был национализм от Дудаева и Масхадова, потом Чечня обратилась к религиозному фундаментализма в лице Удугова и ваххабитов, а потом Россия военным путем решила вопрос. Кадыров с полного согласия Москвы взял курс на исламский фундаментализм, чтобы вытеснить чужие идеологии», - подчеркнул политолог.
В противостоянии Кадырова с Янгулбаевыми информационную поддержку последним оказывают российские либеральные СМИ. Глава Чечни назвал журналистов «Новой газеты» и «Дождя» (внесено в России в список СМИ-иноагентов) террористами, которых необходимо уничтожать. Делимханов поклялся отрезать голову родственникам Янгулбаева и тем, кто переведет эти слова на русский язык. В связи с этим главный редактор «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов обратился к Владимиру Путину.
«В связи с угрозами, раздающимися в адрес наших коллег из "Новой газеты" и телеканала "Дождь" от руководителя Чеченской республики хотим заявить о своей солидарности с журналистами этих изданий», — написал Венедиктов.
Журналист также просит Кремль обратить внимание на угрозы руководства Чечни к самим Янбулгаевым. Кадыров пригрозил «уничтожить» членов семьи бывшего судьи, если их не экстрадирует в Россию.
«Обращаем внимание правоохранительных органов на эти нарушающие законы РФ заявления от высокопоставленного чиновника, являющегося генералом МВД. Просим президента РФ как гаранта Конституции РФ вмешаться в эту ситуацию»,— отмечается в распространённым Венедиктовым заявлении «Эха Москвы».
Кремль пока что сохраняет нейтралитет во внутреннем конфликте в Чечне. В частности, Песков воздержался от реакции на угрозы Делимханова.
«Давать оценку действиям депутата — это не наша функция, это функция Государственной думы и комитета, который занимается этикой. Мы в этот процесс вмешиваться не хотели бы», - сказал он.
Заместитель председателя комиссии по этике депутат от КПРФ Николай Арефьев попросил Генпрокуратуру поставить на учет Делимханова, представляющего, по его мнению, «опасность для общества».
Камран Гасанов, специальный обозреватель PublicO