ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Почему Лукашенко готов воевать на Украине, но не в Сирии

В противостоянии Запада и России свою нишу пытается занять Белоруссия. Однако если на «украинском фронте» Александр Лукашенко проявляет максимальную активность, то в Сирию войска отправлять не спешит. С чем связана амбивалентность Батьки, PublicO выясняло вместе с кандидатом политических наук, исполнительным директором Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станиславом Бышком.

События 2020 года положили конец многовекторности белорусской политики. Александр Лукашенко после попытки оппозиции при поддержке Литвы, Польши, ЕС и США свергнуть его полностью отвернулся от Запада и пошел на полноценное союзничество с Россией. Если раньше он тянул с интеграцией, то в ноябре 2021-го наконец подписал интеграционный декрет Союзного государства. В новом году белорусский президент плечом к плечу с Владимиром Путиным и другими союзниками по ОДКБ поддержал казахстанского президента Касым-Жомарта Токаева.

Лукашенко считает, что протесты в Казахстане подогревали зарубежные спецслужбы, и такая участь может настигнуть любую страну постсоветского пространства. «Новые опасности будут возникать постоянно, и последние события в Казахстане — прямое тому подтверждение. Если сказать буквально — очередной сигнал тревоги для нас, для России, других стран постсоветского пространства», — сказал он.

Батька выражает солидарность с Россией не только на южном фланге ОДКБ, но и в вопросе противостояния с Западом на Украине. 6 февраля он пригрозил начать войну против Украины, если ее вооруженные силы пойдут на штурм Донбасса. Поведение белорусской стороны будет «точно таким же, как и российской», сказал Лукашенко. Еще раньше, в ноябре прошлого года он предупредил Запад, что может разместить в Белоруссии российское ядерное оружие, если США перебросят свое в Польшу.

Сегодня Минск и Москва начали совместные военные учения "Союзная решимость — 2022" на полигонах и аэродромах Белоруссии. Они, согласно российскому минобороны, отрабатывают задачи "по пресечению и отражению внешней агрессии". По информации НАТО, Россия перебросила в соседнюю страну до 30 тысяч военных. По данным Financial Times, французский президент Эмманюэль Макрон обеспокоен этими учениями и якобы на последней встрече попросил Владимира Путина отвести войска сразу после маневров.

Активность Батьки на западном направлении политолог Станислав Бышок объясняет осознанием того, что реальной войны не будет.

"Воевать с Украиной, Польшей и НАТО Лукашенко не собирается, поскольку понимает, что дело не в нем, а в отношениях между большими и поссорившимися соседями – Россией и НАТО. Эти соседи будут делать всё возможное, чтобы избежать вооруженного конфликта, а санкции в отношении Минска со стороны западных демократий существуют безотносительно нынешнего обострения на натовско-российском фронт», – сказал он в беседе с PublicO.

Третьим фронтом военной солидарности Белоруссии с Россией должна была стать Сирия. 7 февраля премьер-министр РФ Михаил Мишустин дал распоряжение министерству обороны РФ провести переговоры и подписать с Минском договор о предоставлении гуманитарной помощи Сирии. Документ, по данным российской стороны, проработан с Белоруссией, и последняя должна направить контингент численностью до 200 тысяч человек.

На следующий день Лукашенко назвал фейком решение Москвы отправить белорусских военных в Сирию: «Вы понимаете, что по нынешним законам это невозможно без президента. Но я никого туда не посылал. Единственно, о чем шла речь, давно-давно она идет, сирийский руководитель, правительство Сирии попросили нас врачами помочь». В отличие от Украины, где нет прямых военных действий России и Украины, в Сирии идут боевые действия, и риск потерять своих военных для Белоруссии после их отправки реальнее, чем просто угрожая операцией в защиту Донбасса.

"Если на европейском фронте Лукашенко исходит из того, что воевать ни с кем не придется, поэтому можно и продемонстрировать свою теоретическую готовность к конфликту, то в Сирии боевые действия идут. Да, не такие, как в прошлые годы, но вполне реальные, с жертвами и разрушениями. На сирийском направлении белорусский контингент может понести потери, что даже лояльным президенту медиа будет трудно преподнести внутренней аудитории в духе "защиты интернационального долга". Белоруссия – мирная восточноевропейская страна, Ближний Восток далеко", – отметил Бышок.

Лукашенко свойственно огрызаться, жестко отстаивать свои интересы. Раньше он нервно реагировал на слухи об объединении с Россией. Сейчас вроде бы ситуация другая. Минск больше зависит от Москвы. Из-за западных санкций белорусский бюджет можно сверстать лишь благодаря новым российским кредитам, которые Кремль охотно дает союзнику. В то же время у России нет альтернативы Лукашенко в Белоруссии. Поэтому, по мнению Бышока, Москве приходится терпеть фрондерство Батьки и его отказ поддержать российских военных в Сирии.

"Нравится, не нравится – терпи, моя красавица" – это больше похоже не на российско-украинские, а на российско-белорусские отношения, где терпит именно Россия. Другого претендента на президентское кресло Москва не видит", – добавил эксперт.

Камран Гасанов, политический обозреватель PublicO

Новости партнеров