Сегодня, 23 декабря, в московском Манеже прошла 17 пресс-конференция президента России Владимира Путина. Отвечая на вопрос журналистки НТВ о предложениях России по безопасности, которые были направлены США и Западу, глава государства отметил, что Россия прямо заявила о недопустимости расширения НАТО на Восток.
«Без всяких хитростей мы прямо поставили вопрос: никакого движения на Восток быть не должно. Мяч на их стороне. В целом пока мы видим положительную реакцию. Американская сторона готова к переговорам в начале года в Женеве, представители назначены. Надеемся, что процесс пойдет по этому пути», — отметил Путин.
Редакция PublicO пообщалась с экспертами на тему возможности и успешности российско-американских переговоров в январе. Так, политолог, член научного совета при Совете безопасности РФ Андрей Манойло отметил, что потепления отношений в ближайшее время ждать не приходится, но и о ситуации, близкой к военному конфликту, говорить преждевременно.
«Ситуация, конечно, складывается тревожная, и существует очень много рисков ее эскалации по целому ряду параметров. Но сами по себе те активные переговоры, которые велись недавно и будут вестись в будущем году, создают платформу, на основе которой наши президенты и наши страны смогут договориться. Сейчас все находится в руках дипломатов», - сказал политолог.
В свою очередь политолог, журналист Александр Асафов обозначил, что задача о нераспространении НАТО на Восток, о выработке совместных решений по этому вопросу – приоритетна для нашей безопасности, что и подчеркнул Владимир Путин в ходе пресс-конфереции.
«Из контекста обсуждения на пресс-конференции вопросов, связанных с внешней политикой, и достаточно категоричных, даже резких ответов президента Путина очевидно, что российско-американские переговоры в январе будут очень непростыми. Но без четко заявленной позиции невозможно сдвинуться с места, как в обеспечении собственной безопасности, так и международной», - добавил эксперт.
«Действия наших западных партнеров сегодня как раз и нарушают эту самую международную безопасность. Поэтому президентом еще раз четко проведены те самые «красные линии», которые также изложены и в документах и предложениях, направленных для обсуждения американской стороне. И президент Путин дал понять, какой реакции он ждет от США. Вопрос в том, каковой же эта реакция будет в действительности: удастся ли все же нам о чем-то договориться и есть ли поле для оптимистического прогноза», - подытожил Асафов.
Политолог, директор Некоммерческого фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев подчеркнул, что российско-американские отношения регулируются не какими-то отдельными высказываниями или пресс-конференциями президентов, пусть даже и самыми важными. Регулируются отношения четким пониманием интересов двух стран.
«США ясно понимают, что будут вести политику сдерживания России, и заниматься этим продолжат, независимо от того, какой президент находится у власти. На этом выстроена вся их логика», - заявил эксперт. Он напомнил, что встреча президентов Путина и Байдена, несмотря на подчеркнутость позитивных отношений и сказанные на ней хорошие слова в адрес друг друга, не привела к какому-то резкому серьезному улучшению ситуации.
«В целом, они [США] готовы обсуждать сложившуюся ситуацию в этой проблематике [Украина и расширение НАТО], но не согласны с такой позицией России в полном объеме. Хотя и в этом нет ничего страшного, рано или поздно согласиться с этим им придется», - заключил политолог.