ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Политолог Джеймс Браун рассказал, почему Великобритания целится по "путинским олигархам"

Спокойное утро понедельника взбудоражила новость из Лондона: Великобритания готовит санкции против российской энергетики и олигархов.

Все началось традиционно с инсайдов. Источники газеты The Times в британском правительстве утверждают, что в случае вторжения России в Украину Лондон может ввести санкции против российских энергетических компаний, заморозить активы юридических и физических лиц, имеющих "стратегическое значение" для РФ. Попавшим в "черный список" гражданам запретят въезд в страну. Проект документа о санкциях должен быть представлен в Парламент 31 января.

Чуть яснее высказалась глава Форин Оффис Элизабет Трасс. В интервью Sky News она пояснила, что согласно новым санкциям у "российских олигархов" в Лондоне могут конфисковать имущество. Законопроект позволит Великобритании "бить по широкому спектру целей" и вводить санкции против лиц и организацией, связанных с ситуацией вокруг Украины и "интересных Кремлю", - говорит Трасс, добавив, что у людей, которые "служат опорой российского государства", "не получится спрятаться". Министр также добавила, что Германия может отказаться от газопровода "Северный поток-2" в случае "российской интервенции в Украину".

Угрозы Лондона поступают на фоне раскрутки слухов о возможном российском нападении на Украину. Войска НАТО стягиваются в восточные страны-члены Альянса: Румынию, Эстонию и Болгарию. При этом в Женеве продолжаются переговоры между внешнеполитическими представителями США и России относительно гарантий безопасности со стороны НАТО нашей стране.

Британский кабинет с одной стороны призывает к диалогу, премьер Борис Джонсон намерен созвониться с Путиным, с другой – поставляет Украине противотанковые системы, укрепляет свое военное присутствие в Прибалтике и грозится жесткими экономическими мерами.

Если говорить об олигархах, то в уязвимой ситуации могут оказаться владелец английского футбольного клуба "Челси" Роман Абрамович и один из инвесторов в ФК "Эвертон" Алишер Усманов. Хотя нынешнее правительство Британии не называет конкретные имена, в 2018 году газета The Telegraph публиковала список британской разведки. В одобренный экс-премьером Терезой Мэй перечень вошли Абрамович, который "оказывает Путину самую значительную финансовую поддержку", Игорь Сечин, Алишер Усманов, Аркадий и Борис Ротенберги, Олег Дерипаска. Последнего британские журналисты обвинили в связях с ГРУ, якобы ответственного за "теракт в Солсбери".

Политолог, доцент университета Темпл в Токио Джеймс Браун считает, что у Лондона не осталось других инструментов, кроме как устранить риск вторжения России в Украину.

"Правительство Великобритании считает, что у него нет другого выбора, кроме как пригрозить крайними мерами в качестве средства сдерживания предполагаемой угрозы российской агрессии против Украины. Лондон предпочел бы не вводить эти меры, поскольку они также нанесут ущерб экономике Великобритании, поэтому надеется, что Москва прислушается к предупреждению и отступит", - сказал он в беседе с PublicO.

Санкции нацелены на то, чтобы повлиять на поведение Кремля посредством давления на близких к нему бизнесменов.

"Предлагаемые санкции вызывают споры, поскольку кажется, что они могут касаться как частных лиц, в отличие от чиновников, так и членов их семей. Это считается оправданным, поскольку видные олигархи настолько тесно связаны с российским правительством, что их невозможно отличить от путинского режима. Потенциальное включение членов семьи связано с тем, что лица, находящиеся под санкциями, научились скрывать свои активы, передавая их женам и детям", - отмечает Браун.

Насколько цель оправдывает средства, вопрос спорный. Доселе санкции по Скрипалям, Крыму и Донбассу никак не улучшили взаимные отношения, а Москва не отказалась от защиты жителей ДНР и ЛНР, даже не признавая республики официально. Что более очевидно, так это то, что санкции и возможные контрсанкции России ударят и по британскому бизнесу.

Согласно данным российского посольства, объем накопленных инвестиций России в Британию составляют свыше $10 млрд., но британских в РФ в два раза больше – $23 млрд. Лондонская фондовая биржа – главная площадка для сотрудничества 60 российских компаний с зарубежными инвесторами, включая "Газпром", "Роснефть", "Сбербанк", "ВТБ", "Лукойла", "Норильский никель", "ЭН+", "ФосАгро". Главные сферы сотрудничества – финансы, энергетика, машиностроение, транспорт, фармацевтика, недвижимость и т.д.

Британские нефтяные компании активно работают с российскими контрагентами. Флагман британской нефтеиндустрии British Petroleum держит 19,7% акций Роснефти и имеет с последней три совместных предприятия. Англо-голландская Shell владеет 27,7% доли в крупном газовом проекте около Сахалина, на который приходится 4% глобального рынка СПГ. Glencore имеет 10,55% акций En+ Group, принадлежащей "Русалу", и выступает трейдером российских металлов и нефти. Если британский Парламент начнет экспроприировать имущество Абрамовича, ограничивать въезд Дерипаске и замораживать активы Усманова, Москва может оказать давление на британские нефтяные корпорации.

В торговом отношении зависимость России от Великобритании гораздо ниже, чем в капитоловложениях. Соединенное Королевство с оборотом $18 млрд находится на восьмом месте для России. Ради справедливости скажем, Лондон тоже едва ли зависит от русского импорта. Москва не входит даже в 20-ку крупнейших торгпартнеров британцев. Соединенное королевство больше ориентировано на рынок ЕС.

Британский эксперт уверен, что в случае ввода Лондоном санкций простые граждане России не пострадают.

"Лондон считает, что такие меры не должны отрицательно сказаться на простых россиянах. На самом деле, они (россияне – прим. ред.) должны приветствовать их, поскольку санкции нацелены на российское национальное богатство, которое было выкачено из страны и спрятано за границей", - добавил Браун.

Введет ли Лондон санкции против "русских олигархов", говорить преждевременно. Учитывая, что на следующей неделе министр Трасс едет в Москву искать диалога и добиваться снижения напряженности вокруг Украины, возможно, ее заявления – попытка повысить ставки и проявить решимость в украинском кейсе. С другой стороны, санкции Лондон готовит на случай вторжения в Украину, а таких намерений, как уже не раз говорили на Смоленской площади и в Кремле, у России нет.  

Камран Гасановмеждународный обозреватель PublicO

Новости партнеров