Похороны Евгения Пригожина состоялись во вторник, 29 августа, на Пороховском кладбище Санкт-Петербурга. Церемония прошла в закрытом режиме. В этот же день Мосгорсуд оставил в силе решение об аресте Игоря Стрелкова (Гиркина). Оба поддерживали спецоперацию, но критиковали военное руководство за ее ход. Редакция Publico обратилась к экспертам и спросила их мнения, кто может стать новым лидером «рассерженных патриотов».
Так, журналист Александр Бирман высказал мнение, что вся история с «рассерженными патриотами» является некой инверсией того, о чём писал Владислав Сурков ещё до СВО в ноябре 2021 года в статье «Куда делся хаос? Распаковка стабильности».
«Согласно тогдашнему сурковскому «диагнозу», нарастание социальной энтропии требовало «расширения России». И в этом смысле СВО можно рассматривать, в том числе, и как следование такой рекомендации», - сказал эксперт.
Он также вспомнил социолога Андрея Игнатьева, который говорит о пригожинской «зеркальной» версии известного лозунга американской революции: «No representation without taxation» («Хочешь участвовать - заплати»).
«Вполне логично, что среди тех, кто заплатил (не жизнью, но здоровьем), найдется немало недовольных степенью своего участия в делах общества и государства. В том числе - в вопросах перераспределения национального дохода. И последнее имеет все шансы стать тем социально-экономическим «базисом», на который будет опираться политическая (или военно-политическая) «надстройка» движения «рассерженных патриотов». «Запрос на справедливость» в этом случае трансформируется в требование если не тотальной национализации, то достаточно масштабного передела собственности в пользу «участвовавших». И сам по себе подобный поворот повышает шансы консолидации и институционализации соответствующих сил. Вплоть до выдвижения своего кандидата на предстоящих президентских выборах», - отметил Бирман.
Политолог, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что значимость «рассерженных патриотов» переоценена.
«Они существуют, но не слишком пассионарны. Они нуждаются в лидере, но быстро снижают ожидания от него, когда лидер по тем или иным причинам теряет активность и энергетику (Евгений Пригожин после мятежа, Игорь Стрелков после ареста). К тому же всегда есть риск, что лидеры будут ими манипулировать, направляя их гнев в ложных направлениях», - пояснил он.
Он также указал, что «рассерженным патриотам» важно искренне считать, что они действуют от имени большинства. «В то время как периодически происходят экстремальные события, указывающие на отсутствие единства даже в провоенном лагере, не говоря уже об обществе в целом, где велика усталость от моноповестки. Утрата ощущения, что они говорят от имени большинства, и весьма разноречивые военные новости легко погружают патриотов в депрессию и ощущение безнадежности», - добавил Виноградов.
В свою очередь политолог, политический технолог и политический деятель Константин Калачев уверен, что «рассерженным патриотам» нужны не лидеры, а герои.
«Самурай, потерявший господина или утративший его покровительство, становится ронином. Свободным человеком, но без привилегий. Буквально странником, а по-нынешнему - маргиналом. «Рассерженные патриоты» - люди идеи, к российской верховной власти относятся критически, потому и она им больше не покровительствует. Нужен ли им лидер вообще? Не факт. Скорее, нужны герои. Да и горизонтальные связи важнее. Как и в несистемной либеральной оппозиции, где нет единого лидера, тут тоже лидером готов стать каждый. Но не каждый может. Более того, никто не может. Так что, поживут пока без лидера», - заключил политолог.