ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Развитие зарядных станций в России: "электромобиль не роскошь, а средство передвижения"

Уже в этом году в Челябинске будет установлена новая зарядная станция разработки НПО «Электромашина». Мощность установки – 150 кВт, что позволяет «заправить» электрокар на 80% за 15-20 минут. Она оснащена интеллектуальной системой Amasis 2.0, которая обеспечивает видеоаналитику, экомониторинг и возможность раздачи бесплатного Wi-Fi.

В нашей стране нехватка зарядной инфраструктуры является основным сдерживающим фактором при развитии электротранспорта. Ведь главный недостаток используемых сегодня аккумуляторов – небольшой междузарядный пробег, от силы 200-400 км по реальной дороге. В России сейчас около 12 тысяч электрокаров при том, что всего у нас зарегистрировано 60 млн автомобилей.

Челябинцы идут на опережение. Ведь еще недавно в планах правительственных ведомств значилось, что 60% устанавливаемых в стране зарядок будут «медленными», мощностью 44 кВт. На такой станции вы проведете не один час.

Еще одна новость - 800 тысяч рублей потерял житель Калуги при попытке купить электромобиль из-за границы, сообщила 17 февраля газета «Калужские губернские ведомости». Мужчина в интернете нашел специализированный магазин и … дальше все по отработанному сценарию. Переведя мошенникам 800 тыс руб и ничего не получив взамен, он обратился в полицию с заявлением о мошенничестве.

Этот печальный инцидент парадоксальным образом иллюстрирует рост числа людей, всерьез думающих о покупке электромобиля. На конец прошлого года в России было зарегистрировано 12 тысяч таких машин (всего в стране около 60 млн авто). В 2021 году, по оценке аналитического агентства «Автостат», россияне купили 2 254 новых электромобиля — это в 3,1 раза больше, чем в предыдущем году. Продажи растут уже пять лет подряд.

В интервью PublicO Валерий Солдунов, руководитель Всероссийского общества автомобилистов, сказал:

- За последнее время технологии, применяемые в производстве электромобилей, сделали большой шаг вперед. Если еще несколько лет аккумуляторная батарея составляла почти 50% стоимости машины, то сейчас значительно меньше. Постоянно увеличивается емкость аккумулятора – по закону прогресса каждые два года в два раза. То есть развитие этой отрасли идет по пути снижения стоимости и увеличения пробега на одной зарядке. Электромобиль – это новая отрасль промышленности, толчок научным разработкам, создание новых рабочих мест.

Но сегодня покупка электромобиля в России – удел энтузиастов, к тому же живущих в больших городах и ездящих на короткие расстояния. Основные проблемы, сдерживающие их применение у нас – нехватка зарядной инфраструктуры и специализированного сервиса. Это касается даже Москвы, чего уж говорить об остальной России. Ваша условная «Тесла» перед началом движения может пообещать пробег в 500 км, но на практике, особенно если печку включите, в лучшем случае будет 200. А если в пробку встанете?  Да мало ли что на дороге может случиться.

Специалисты уверяют, что к 2025 году 20% всех новых автомобилей, продаваемых в мире, будут электрическими, а к 2040 году — уже и 100 %.

В Транспортной стратегии до 2035 года, принятой в ноябре прошлого года в России, говорится о том, что в 2030 году годовое производство электромобилей должно составлять 10% от всех транспортных средств. Спрос планируется поддержать льготным кредитованием и лизингом, снижением утилизационного сбора, бесплатными парковкой и проездом по платным автомагистралям, а также скидкой до 25% при покупке электромобиля. Эта льгота будет предоставляться на продукцию локализованных в России производств.

В результате, количество электромобилей в стране к 2030 году должно составить 1,4 млн. Но вот эксперты ставят эти цифры под вопрос. Аналитический центр при правительстве называет 350 тыс единиц к 2030 году, а специалисты международного консалтингового агентства PwC, предполагая ежегодный рост этого сегмента в России в 82%, говорят о 281 тыс.

Главная причина пессимизма – зарядная инфраструктура. По международным стандартам на 10–15 электромобилей должен быть хотя бы один зарядный порт. По данным Минэнерго, в прошлом году у нас было 545 электрических зарядных станций, из которых 365 «медленных» и 180 «быстрых».

Даже в Москве, по информации департамента транспорта, установлено всего 72 станции. То есть на одну зарядку приходится примерно 27 автомобилей, каждый из которых нужно долго заряжать («быстрая» зарядка всего одна).

Недавно первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов принял решение о том, что государство будет поддерживать строительство только «быстрых» зарядок мощностью свыше 150 кВт. Этот стандарт позволит проводить на станции столько же времени, как и на заправке – 15-20 минут, а не несколько часов. В результате этого решения Россия не окажется уже через несколько лет позади планеты всей. Ведь сегодня ведущие производители, Тесла, например, активно тестируют зарядки мощностью свыше 250 кВт.

Программа субсидирования зарядных станций объемом в 8,1 млрд руб. должна завершиться к 2025 году, будет установлено 2,9 тыс. быстрых зарядок.

Но если правительство планирует 1,4 млн «электричек» в России к 2030 году, то количество зарядок по международным стандартам должно составить около140 тыс штук. Успеем такими темпами за следующие пять лет построить свыше 130 тыс зарядок, да еще соблюсти анонсированные чиновниками 100-километровые интервалы между ними?

Для сравнения. В Китае установлено 2,2 млн зарядных станций. США здорово отстают: на начало 2022 года у них всего 46 тысяч станций на 113 тысяч портов.

У России есть неплохие шансы встроиться в мировую отрасль электроавтомобилестроения. Согласно правительственной транспортной концепции, в ближайшие годы начнется сборка электрокаров на трех предприятиях.

Это липецкий «Моторинвест», где запланирована сборка китайских кроссоверов Changan в количестве 3 тысяч единиц в 2022 году; компания Zetta, где серийное производство автомобилей, согласно тексту концепции, уже запущено; КаМАЗ с машиной «Кама-1», разработанной вместе с Петербургским политехническим университетом; калининградский «Автотор», где в 2023 году должны быть локализованы электрокары Kia EV6, Hyundai Ioniq 5, а также начнется выпуск собственных разработок — молодежного городского автомобильчика и автомобиля для людей с ограниченными возможностями.

Сегодня мы сильно отстаем от мировых держав в этом направлении, хотя многие эксперты считают это некритичным. Ведь до сих пор нет уверенности в том, что нынешние литий-ионные аккумуляторы незаменимы. Существует много гораздо более эффективных и экономичных разработок – например, литий-титанатные батареи, литий-NMC и железо-фосфатные, а также совершенно фантастическая по своим характеристикам и при этом недорогая Diamond Battery - "вечная" бета-гальваническая батарея на переработанных ядерных отходах.

Поэтому может оказаться разумной стратегия выжидания с тем, чтобы в подходящий момент запустить подешевевшее в результате появления новых технологий производство и захватить свою часть мирового рынка.

Но для этого надо: а) иметь это производство и б) не быть аутсайдером электромобильного сектора. 

Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO.

Новости партнеров