На этой неделе появилась информация, что ИКЕА не собирается продавать свой бизнес в России, а рассчитывает, взяв паузу, запустить его вновь. Редакция PublicO решила узнать у экспертов, стоит ли ждать возвращения ушедших компаний в Россию. И стоит ли России их принимать?
Так, первый министр экономики в истории новой России, государственный деятель и ученый-экономист Андрей Нечаев отметил, что компании, которые работали в России, пришли не случайно. Они были заинтересованы в этом рынке, но уходят по политическим соображениям. И до тех пор, пока та политическая ситуация, из-за которой они ушли, сохраняется, эксперт сомневается, что многие из них вернутся. Тем более, что часть уже переориентируется на другие рынки.
«Россия заинтересована в том, чтобы эти компании были, потому что по некоторым позициям российская экономика просто критически зависит от импорта или от производства с участием иностранных компаний. То есть, образно говоря, без «Макдональдса» еще как-то обойтись можно, заменив его блинными. А вот, скажем, подавляющая часть российского автопрома базировалась на импортных комплектующих, фактически, это была сборка на заводах, которые построили западные компании. Всю дальнюю авиацию, а это «Эйрбасы» и «Боинги», обслуживают соответствующие компании. Знаменитые «Сапсаны» и «Ласточки» обслуживал «Сименс». И таких примеров еще множество. Минпромторг еще до начала событий на Украине создал список важных для российской экономики товаров, которые мы закупали по импорту или которые производили с участием иностранных компаний: там более 2000 позиций. Я говорю именно про критически важную зависимость, поэтому быстро заместить их, конечно, не удастся. Так что если эти компании вернутся, то это можно только приветствовать», - рассказал экс-министр.
В свою очередь политолог, директор Некоммерческого фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев наоборот считает, что приветствовать стоит только уход западных предприятий, потому что на их место очень быстро придут российские. Он указал, что многие из компаний, которые ушли сейчас из России, не хотели уходить, поскольку для них это был большой, серьезный, финансовоемкий рынок. При этом, конечно, многие из них захотят вернуться обратно, в этом эксперт не сомневается.
«Но по поводу их возвращения будут два вопроса. Во-первых, насколько они нам нужны? Понятно, что многие из них использовали российские предприятия, выпускали продукцию на российскую аудиторию, фактически брали деньги только за бренд. Естественно, таким образом, продукция была дороже для наших потребителей. Поэтому не уверен, что они просто нам нужны. А во-вторых, к моменту их возможного возвращения эти ниши уже будут заняты: в ряде случаев предприятиями, которые выпускали ровно такие же продукты, но просто без этого бренда, а в других случаях российскими предприятиями, которые выпускают продукцию не хуже», - заключил Григорьев.