За 11 месяцев 2021 года стоимостной объем российско-американского товарооборота увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 43% и превысил $31 млрд. При этом российский экспорт увеличился на 63% - до $16 млрд, импорт вырос на 28% - до более чем $15 млрд.
Таким образом, побит исторический рекорд 2011 года. Тогда весь годовой оборот составил 31 млрд дол. Эти цифры дали основание руководству российской Торгово-промышленной палаты России довольно оптимистично высказаться о перспективах двусторонних экономических связей.
Руководитель ТПП Сергей Катырин заявил:
- Предприниматели обеих стран самым серьезным образом настроены на продолжение сотрудничества, для которого есть весьма благоприятные предпосылки. И это несмотря на геополитические обострения между США и Россией. Это говорит о наличии значительного потенциала для двустороннего хозяйственного взаимодействия, использовать который означает получить для бизнеса дополнительные прибыли, а для экономики - новые рабочие места. Было бы крайне неразумно со стороны политиков разрушить эти прекрасные возможности.
Вице-президент ТПП РФ Владимир Падалко также сообщил, что на российском рынке работают более 1,1 тыс. американских компаний. По экспертным оценкам Американской торговой палаты в России, объем совокупных накопленных инвестиций американских компаний в РФ превышает $96 млрд, что в девять раз превышает данные официальной статистики. Мы покупаем у американцев главным образом транспортные средства, гражданские самолеты, различное оборудование и сопутствующие материалы. Продаём в основном сырье и продукты с незначительной долей добавленной стоимости: нефть, нефтепродукты, металлы, удобрения.
Получается, что торговля растет, несмотря на продолжающуюся рекордную с середины прошлого века политическую напряженность в двусторонних отношениях? Но, во-первых, увеличение денежного объема нашей торговли во многом связано с ростом цен на сырьевые товары и инфляционным процессом прошлого года. Во-вторых, даже нынешние рекордные объемы торговли – это явно недостаточно для размера наших экономик. Для американцев торгово-экономические отношения с Россией составляют ничтожные 2-3% в их внешнеторговом товарообороте. Отсюда и столь легкое отношение к введению антироссийских санкций. Критически важны для них наши поставки титановых сплавов для гражданской авиации, российские ракетные двигатели и некоторые цветные металлы. По всем этим направлениям они принимают меры по ослаблению своей зависимости.
Опрошенные нами эксперты особых восторгов по этому поводу не выражают. Никита Кричевский, экономист:
- Политика это политика, а экономика это экономика, они между собой не всегда связаны. Политика — это игра с геополитическими целями, которые могут быть очень разными, а экономика — это реальность, которая кормит людей. И не надо обольщаться: у этих сфер часто разные цели и задачи. И потом, какая разница, какой именно товарооборот? Долларов становится больше, цены растут, разумеется, на этом фоне растёт и товарооборот. Плюс-минус, он каким был, таким и остался, просто нужно сделать поправку на инфляцию. Блефуют все, американцы в том числе, официальная инфляция около 5%, а, скажем, продукты питания там подорожали примерно на ⅓, как и машины, всё подорожало. Статистика — это политика. Инфляция это во многом показатель успешности правящей группы, а никому не хочется признаваться, что они плохо работают.
Валерий Миронов, заместитель директора института «Центр развития» Высшей школы экономики:
- Политика - концентрированное выражение экономики, это марксистский подход, но Владимир Ленин говорил, что бывает и обратное влияние. Всё зависит от взаимодействия экономики и политических событий. При этом 31 миллиард оборота — это не так, чтобы очень много. Наш экспорт в том году вырос до 490 млрд, значит, это всего-то 3% где-то от нашего экспорта. Невеликая сумма. США далеко не первый и даже не третий наш торговый партнёр. Но есть и взаимные интересы в развитии внешнеторговых отношений. США могут у нас покупать многие виды сырья, оказывать содействие в развитии некоторых высоких технологий - информационно-коммуникационных, космических. Мы заинтересованы в закупке их оборудования, химической продукции, лекарств. Но сложные политические отношения являются объективным препятствием для нашей взаимной торговли.
Александр Богомолов, Никита Юрченко, обозреватели PublicO