Контракт на строительство ледокола класса Icebreaker 7 за 13,3 млрд рублей получит турецкая компания «Сефине Денизджилик Терсанеджилик Туризм Санайи ве тиджарет А.Ш.». Она оказалась единственной, кто подал заявку на участие в тендере Росморречфлота, сообщает Коммерсантъ.
Верфь Sefine Shipyard, где будут строить ледокол, основана в 2005 году, ее территория занимает порядка 140 тысяч квадратных метров. Инфраструктура позволяет работать с судами водоизмещением до 120 тысяч тонн, в том числе танкерами класса Aframax. В России возможность такого строительства есть только у верфи «Звезда» в Приморском крае, но там подобное строительство обошлось бы не дешевле 15 млрд рублей.
Это не первый случай, когда контракт на строительство российских судов уходит в Турцию. В 2018 году Росморпорт заключил контракты с Невским заводом на 10 млрд руб. на строительство двух паромов на СПГ для линии Усть-Луга—Балтийск, субподрядчиком по которым стала турецкая Kyzey Star Shipyard и выполнила все работы. В июне Росатом и турецкая Kyzey заключили контракт на строительство плавучего дока под атомные ледоколы стоимостью 5 млрд руб.
Российские компании сами отказываются подавать заявки на конкурсы, так как не могут соперничать с турецкими конкурентами по ценообразованию и срокам. Притом качество работ турецких судоверфей полностью устраивает заказчиков. Дополнительной проблемой для отечественных компаний являются санкции, которые усложняют приобретение необходимого оборудования.
Минпромторг пытается бороться с оттоком заказов на зарубежные верфи. В том числе был принят закон, запрещающий некоторые работы для судов нероссийской постройки. Обсуждался запрет на перевозку нефти, газа, газового конденсата и угля, добытых в РФ, каботаж, гидротехнические, подводно-технические и другие подобные работы во внутренних морских водах или территориальном море, санитарный, карантинный и другие виды контроля, а также ледокольная и лоцманская проводки. Но список пока так и не утвержден.