По данным Росстата, за период с января по декабрь 2021 года средние потребительские цены на хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов выросли на 10,2%, на хлеб из ржаной муки и из смеси муки ржаной и пшеничной – на 9,8%. Эти цены фиксируются статистическим ведомством на полках магазинов. При этом индекс потребительских цен на продовольственные товары за 2021 год был зафиксирован Росстатом на уровне 10,6%.
Как отмечает пресс-служба Российской Гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК), хлебопечение является одной из ведущих отраслей АПК и обеспечивает около 11 % от общего объема всей пищевой промышленности. По данным государственной регистрации Федеральной налоговой службы в 2021 году на территории Российской Федерации работало около 17,5 тыс. предприятий с видом деятельности «Производство хлебобулочных и мучных изделий». При этом 95,7% субъектов хлебопечения относятся к предприятиям микро- и малого бизнеса (учитывая пекарни сетевого ритейла и пекарни потребительской кооперации), а 3,2% к среднему бизнесу. На индустриальный сегмент приходится 1,1% от зарегистрированных предприятий в сфере хлебопечения.
В РОСПиКе также рассказали, что для стабилизации цен на хлеб и булочные изделия Правительство РФ выпустило ряд постановлений о компенсации хлебопекарным предприятиям части затрат. Также с начала марта 2022 года ряд крупных торговых сетей взяли на себя дополнительные обязательства по снижению наценок до 5% на 4 группы товаров (хлеб и хлебобулочные изделия, молочная продукция, сахар-песок и «борщевой набор»). Конкретные товарные позиции внутри каждой категории ретейлеры определяют самостоятельно. Основные требования к таким позициям: это должны быть товары отечественного производства, наиболее востребованные по объемам продаж и представленные в магазинах в достаточном количестве. В Гильдии пекарей добавили, что решить проблему высокой наценки в торговых сетях может развитие пекарями собственной розницы. Данное решение имеет значительные преимущества в качестве связи производителя хлеба с конечными потребителями и является стратегическим направлением развития хлебопечения России.
Однако экономическая ситуация на российском рынке хлебопечения в связи с введенными западными странами и компаниями санкциями и ограничениями требует оперативного реагирования как со стороны органов власти, так и со стороны предприятий отрасли, а также профессиональных объединений. «Многие российские компании уже успели столкнуться с последствиями этих ограничений, как в финансовой сфере, так и в части срыва поставок необходимого оборудования и сырья», - отметили в РОСПиКе.
«В условиях сокращения поставок импортной техники и ухода с рынка России многих западных компаний- производителей оборудования для хлебопечения и кондитерского производства крайне важно обеспечить субъектам хлебопечения возможность приобретения торгово-технологического оборудования для бесперебойного снабжения хлебом и булочными изделиями населения страны. От этого выиграют как потребители, которых волнует конечная цена хлеба на полке магазина, так и производители (сохранение и расширение объема производства, кадров, возможность выполнения заключенных договоров, в том числе по госконтрактам), а также муниципальные образования в целом, которые получат развитое и конкурентное хлебопечение, а также дополнительные доходы и занятость местного населения», - заявили в Гильдии.
Также аналитики РОСПиКа предложили и другие меры по поддержке отрасли, например, ввести для субъектов хлебопечения налоговые и кредитные каникулы до конца 2022 г., обнулить ввозные пошлины на срок 1,5 - 2 года на сырье (не произрастающее на территории Российской Федерации) для хлебобулочных и кондитерских изделий, а также на оборудование и упаковку, которые не имеют отечественных аналогов, предусмотреть льготное кредитование субъектов хлебопечения на период до конца 2023 года для ведения операционной деятельности и др.