Россия оказалась на последнем месте по расходам на медицину среди стран с развитой экономикой, следует из отчета Счетной палаты РФ. Специалисты ведомства проанализировали данные 31 страны, в 14 из них система здравоохранения финансируется преимущественно из бюджетных средств, в 17 – через сборы с граждан, аналогичные российскому фонду ОМС. Как отмечается в пояснительной записке к отчету, российская система обязательного медицинского страхования функционирует недостаточно эффективно.
«В Российской Федерации расходы на здравоохранение, в том числе государственные расходы, находятся на самом низком уровне среди всех рассматриваемых стран, доля внебюджетных расходов является самой высокой среди всех рассматриваемых стран, превосходя максимальные значения этого показателя как по группе стран с бюджетной моделью, так и по группе стран со страховой моделью», — указано в отчёте. Ведомство объясняет такое отставание тем, что практически во всех рассматриваемых странах лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении входит в программы госгарантий по предоставлению медпомощи. В России же лекарства больным приходится покупать в основном за свой счёт.
В пояснительной записке к отчету сказано, что анализ устойчивости финансовой системы ОМС выявил неполную обеспеченность потребности в финансовых ресурсах на оплату сверхплановых объемов медицинской помощи по ОМС. Кроме того, имеются недостатки в эффективности организации финансирования.
«Важно обеспечить полноту системы стандартов оказания медицинской помощи, используемых при формировании тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС. Для многих заболеваний, входящих в базовую программу ОМС, до сих пор не разработаны стандарты медицинской помощи, на основе которых определяются объемы медицинских услуг, учитываемые при расчете тарифа. Все это приводит к значительной разнице в подходах к тарифообразованию в субъектах РФ» , – отметила на Коллегии заместитель Председателя Счетной палаты Галина Изотова.
Также в ходе анализа установлено, что недостатки механизмов финансового обеспечения оказанной медицинской помощи по межтерриториальным расчетам приводят к росту задолженности в субъектах Российской Федерации. Кроме того, анализ показал, что правила работы комиссий по разработке территориальных программ ОМС по распределению объемов медицинской помощи между медицинскими организациями недостаточно конкретны, что приводит к рискам неэффективного распределения объемов. Не способствует сбалансированности системы ОМС и низкая конкуренция между медицинскими организациями различных форм собственности. Так, имеются ограничения по участию частных медицинских организаций в системе ОМС, в том числе связанные с недостаточно прозрачным порядком распределения объемов медицинской помощи между медицинскими организациями.