В ночь на 24 февраля президент РФ Владимир Путин объявил о начале военной операции России в Украине. Несмотря на поддержку большей части россиян признания независимости ДНР и ЛНР, опросов и исследований общественного мнения после начала спецоперации не проводилось. Редакция PublicO выяснила у экспертов – какая, на их взгляд, общественная поддержка событий, происходящих сейчас в Украине?
Так, политолог, политик, радио- и телеведущий, член Центрального совета партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» Сергей Михеев отметил, что есть два представления об общественности. Первое о тех, кто представлен в СМИ, кто громче других выступает в интернете, больше всех заявляет о себе на митингах и т.д. Второе представление о тех людях, которые обществом и являются на самом деле, а это десятки миллионов наших граждан.
«И это настоящее общество простых обывателей, я думаю, конечно, поддерживают политику России. В их представлении ситуация с Украиной давно превратилась в кровоточащую рану. Нас и нашу страну постоянно оскорбляют, поливают грязью, ущемляют, нам грозятся, а мы ничего не делаем и не делаем долгое время. Это порождало даже ощущение предательства со стороны власти, слухи о двойной игре, о том, что все это – не более чем прикрытие, что власть использует людей и подставляет их», - сказал политик.
Он заявил, что средний российский «мужик»-обыватель придерживается традиционных представлений о том, что должно делать государство в таких случаях, и поддерживает все происходящее.
«Если же рассматривать медийную «тусовку», людей активных в соцсетях, блогах, СМИ, то понятно, что это особое сообщество, которое настроено антигосударственно и прозападно. Несмотря на то, что они декларируют борьбу за права простого народа, к простому народу эти люди никакого отношения не имеют и относятся к нему с пренебрежением. Но и в этой «тусовке» мнения разделились. Нельзя сказать, что большинство в ней против войны, хотя и расклад не такой единодушный, как в обществе в целом. Большое количество людей в экспертном сообществе, журналистов, общественных деятелей понимают, что как-то, но украинский вопрос должен быть окончательно решен», - сказал Михеев.
В свою очередь Ведущий эксперт Института прикладных политических исследований ВШЭ, зампред научно-экспертного совета ВЦИОМ, сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин подчеркнул, что, прежде всего, нужно правильно сформулировать вопрос.
«Сегодня очень многие граждане оказались заложниками насквозь фальшивой постановки о выборе между войной и миром. Каждый вменяемый человек – за мир. Но если поставить вопрос иначе «вы за устойчивый мир или за мирную декорацию?», то в этот момент позиция многих изменится и начнется понимание всей логики происходящего», - сказал эксперт.
«За мир российская власть пыталась биться до последнего. Терпеливо сносила издевательства в ходе Минского переговорного процесса, все перипетии, связанные с Минскими соглашениями, заявления Киева о том, что Украина развалится, если будет их выполнять. Но какая Украина развалится? Бандеровская? Да, развалится, и это будет необходимым условием для установления мира на Украине», - заявил эксперт.
Он отметил, что Россия терпела до последнего, пока социологические исследования в Донецке и Луганске не показали мнение горожан непризнанных на тот момент республик: то положение вещей, которое сегодня существует, уже невозможно терпеть.
«Лоялистская его часть стала сомневаться в нравственных основаниях действующей власти. Политическая глупость – мириться с подобным. Президент Путин – народный президент, который очень остро реагирует на нравственные колебания. Что ему еще оставалось делать в такой ситуации? Подрывать собственную легитимность или искать пути заключения устойчивого мира с Украиной?» - заявил эксперт.
«Я уверен, что те самые 78% граждан, которые поддержали помощь эвакуированным людям Донбасса, а также те 75% граждан, поддержавших признание независимости ЛДНР, безусловно, согласятся и выступят за устойчивый мир с Украиной, если именно так будет задан вопрос. Это и даст постукраинский консенсус, который позволит сделать политический и экономический рывок вперед», - заключил Дискин.