В воскресенье, 20 февраля, президент Франции Эмманюэль Макрон дважды созванивался с президентом России Владимиром Путиным. Темой переговоров стала обострение ситуации в Донбассе и возможный совместный саммит с участием президента США Джо Байдена по безопасности Европы. Редакция PublicO пообщалась с экспертами и выяснила их мнение - остановит ли такой саммит возможную войну?
Так, политолог, профессор факультета социальных наук Высшей школы экономики Алексей Макаркин отметил, что подготовка к саммиту проходила параллельно со всей эскалацией ситуации и переговорных инициатив было много.
«Интересно, что о встречи министров иностранных дел Лаврова и Блинкена объявили еще до того, как Макрон вчера провел свою посредническую миссию. Складывается ощущение, что задействован целый ряд параллельных каналов, и у каждого игрока есть свои цели. Условное посредничество Макрона, например, связано с тем, что в апреле во Франции президентские выборы. И если сейчас Макрону удастся содействовать организации этой встрече мировых лидеров, это даст ему дополнительные возможности в ходе избирательной кампании», - озвучил эксперт.
Повестка предстоящего саммита будет строиться вокруг трех требований России, которые были выдвинуты в декабре. «Договориться можно о начале переговоров по безопасности в Европе. Это могут быть ракеты, учения и т.д., то есть широкий круг вопросов, который входит в третье декабрьское требование России. Таким образом, тема Украины будет встроена в более обширный контекст повестки. Но первые два российских требования уже были отвергнуты США и НАТО. Они касаются нерасширения НАТО на Восток и сворачивания военной деятельности Альянса на территориях новых его членов. В том виде, в котором требования были выдвинуты российской стороной, удовлетворять их вряд ли будут, хотя можно попробовать поискать компромисс», - сказал Макаркин.
Договорится о чем-то в рамках будущего саммита будет очень сложно. В тему европейского урегулирования можно попробовать встроить тему ситуации на Донбассе, хотя успех такой попытки не гарантирован.
«Остановит ли саммит войну? Я думаю, что то, что происходит сейчас – это очень серьезное завышение ставок обеими сторонами. Это не значит, что ситуация не может сорваться в штопор, особенно когда завышение ставок идет вокруг реального вооруженного конфликта на Донбассе, где действительно стреляют. В этом отличие нашей ситуации от Карибского кризиса, о котором сегодня также часто вспоминают. Поэтому все может сорваться, но на данный момент ситуация находится в управляемом режиме», - подытожил эксперт.
В свою очередь политик, историк и политолог Сергей Станкевич заявил, что не считает, что сегодня существует реальная угроза войны. Есть серьезная военная опасность, но ничего неизбежного не происходит, так как ситуация в значительной мере нагнетается искусственно для поднятия ставок.
«Саммит Путина и Байдена очень своевременен. Он может рассмотреть две главные проблемы: одну, связанную с Украиной, которая и является яблоком раздора, предметом геополитической схватки, в результате которой локальный конфликт может стать региональным, а затем и глобальным», - сказал эксперт.
Он добавил, что из этой проблемы существует один выход – совместный всеобъемлющий план действий, подобный тому, который существовал по Ирану. После десяти лет переговоров он очень успешно работал, если бы США его не оставили.
Вторым и главным вопросом остаются российско-американские отношения.
"Бессмысленно даже пытаться договориться с НАТО - мы не договоримся. Поэтому надо договариваться с «главным по НАТО», а это Соединенные Штаты Америки. Нужен обязывающий договор об основах взаимоотношений между США и Россией. На предстоящем саммите можно согласовать, что работа над таким договором начинается, создана рабочая группа по его выработке. Договор должен что-то запрещать, что-то оставлять для согласования, а что-то оговорить в качестве гарантий. Заключение подобного договора мне кажется вполне реальным. До сих пор ничего подобного США с новой России не то, что не подписывали, а даже не готовы были обсуждать. Теперь же пора взяться за такое обсуждение», - заключил Станкевич.