В России цены на топливо продолжают расти: по данным Forbes, стоимость бензина марки АИ-92 по итогам торгов на бирже превысила 70 тыс. руб за тонну и обновила исторический максимум. АИ-92 за день подорожал на 1,15%, до 70 ,5 руб. за тонну. Растет в цене и бензин марки АИ-95, его стоимость поднялась до 76,4 руб. за тонну и приблизилась к рекордным значениям.
Правительство рассматривает следующие варианты для сдерживания цен: заградительная пошлина на экспорт нефтепродуктов в размере $250 за тонну и полный запрет экспорта нефтепродуктов «на определенный срок для насыщения рынка». При этом во всем мире отмечается дефицит дизельного топлива.
Редакция Publico обсудила эту тему с основателем и директором Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), руководителем департамента Политологии Финансового университета Константином Симоновым и задала ему вопрос, следует ли вводить экспортные пошлины на топливо в условиях его дефицита в РФ?
«Можно сейчас что-то запретить, как предлагают. Но любые запреты на экспорт только ухудшат ситуацию. Это стратегически ошибочное решение. В итоге все равно на рынке будет расти цена на дизель, ничего не изменится, но бюджет потеряет заметную сумму. В этом плане идея действовать через пошлины — самая разумная. Но опять же: зачем придумывать велосипед, когда он уже давно придуман и несколько лет действует под названием “демпфер”. Зачем нужно было вводить этот коэффициент 0,5 в формулу? Мне кажется, сейчас не поздно вернуться к тем решениям, которые уже показали в течение нескольких лет свою определенную эффективность. Это было бы правильней, чем сейчас делать вид, что вы реагируете на панику, которая сложилась», — считает эксперт.
Он также добавил, что сейчас во всем мире ситуация с дизелем достаточно сложная, причина этого — санкционные ограничения ЕС, которые они ввели с 5 февраля запрет на российский дизель.
«Они очень рассчитывали, что все будет отлично, но не учли одно обстоятельство: у них нефтеперерабатывающие заводы заточены на российский Urals, на высокосернистую нефть, и, когда американцы стали увеличивать поставки своего сланца (сланцевая нефть), выяснилось, что нужного объема выхода дизеля эта нефть не дает. В итоге Европа побежала везде этот дизель покупать и получила тот же российский дизель, который перепродается через Турцию, Марокко, Индию и другие государства. <...> В этой истории с ценами мы все время хотим, чтобы у нас и бюджет наполнялся, и цены на бензин были низкими, но вместе этого не получается», — отметил Симонов.