ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Срыв или измена: возможны ли «красные линии» для пропаганды?

            Russia Today приостанавливает сотрудничество с телеведущим Антоном Красовским после его слов о том, что русскоязычных детей на Украине, которые выступают против того, чтобы эти территории были присоединены к России, надо топить и сжигать.

            Красовский сказал это в эфире с писателем-фантастом Сергеем Лукьяненко.

            «Топить этих детей надо. Сказал, что москали оккупировали: — сразу бросаешь в реку с бурным течением. Забивать в смерекову хату (еловая избушка) и сжечь», — сказал Красовский. Также он заявил, что Украина «вообще не должна существовать». Лукьяненко назвал подход Красовского «экстремизмом» и заметил, что Украина должна существовать, потому что «останется большое количество людей, с которыми не хотелось бы жить в одном государстве».

            «Ну расстреляем», — сказал на это Красовский.

            В ответ на идею топить и сжигать детей Лукьяненко мягко возразил, что «это не наш метод» и предложил вместо этого использовать розги.

            Через несколько дней руководитель RT Маргарита Симоньян в своем телеграм-канале назвала высказывание Красовского «диким и омерзительным» и заявила, что она «останавливает сотрудничество» с ним «на данный момент».

            В свою очередь, Красовский после появления заявления Симоньян написал в своем канале: «Мне по-настоящему неловко, что я как-то не увидел этой границы. Про детей. Ну бывает так: сидишь в эфире, тебя несет. И ты не можешь остановиться. Я прошу прощения у всех, кто обалдел от этого. Прошу прощения у Маргариты, у всех, для кого это показалось диким, немыслимым и непреодолимым. Надеюсь, вы меня простите».

            Еще полтора месяца назад источники, близкие к администрации президента, говорили, что радикальные речи «рассерженных патриотов» начинают раздражать власть.

            Причем, если раньше под «рассерженными патриотами» подразумевались, в основном, бывший министр обороны ДНР Игорь Стрелков (Гиркин) и его окружение, то теперь раздражение собеседников, близких к Кремлю, вызывают и «заигравшиеся лоялисты» — например, напряжение вызывает деятельность писателя Захара Прилепина, созданной им парламентской группы ГРАД, пытающейся запрещать исполнителей, которые им не нравятся. Раздражение касается также отдельных военных корреспондентов и лидеров общественного мнения, которые призывают «дойти до Киева», не идти ни на какие переговоры с Украиной по возможному окончанию спецоперации.

            В последнее время после «перегруппировки» войск (термин Минобороны), приведшей к потере Харьковской области, сдачи поселка Красный Лиман и явно сложной ситуации под Херсоном, ультрапатриоты также активно критикуют Минобороны, а также ход частичной мобилизации: от ошибочного призыва до проблем с обмундированием или поступающей информацией, что на фронт попадают совершенно необученные люди, которые сразу погибают. Вместе с тем, они выступают категорически против переговоров и, как правило, настаивают на «уничтожении украинской государственности».

            Одним из выразителей коллективного ответа гипотетическим сторонникам «партии мира» или хотя бы сторонников возобновления переговоров был тот же Красовский, говоривший в эфирах, что «испытывает радость» от новости о частичной мобилизации, а в день, когда в ответ за теракт на Крымском мосту Россия нанесла удары по гражданской инфраструктуре Украины, записал видео, где он танцует и смеется в пижаме «Армия России» на своем балконе.

            У Красовского немало поклонников и сторонников его точки зрения — достаточно посмотреть комментарии под его постом с извинениями, где ему пишут, что «все правильно сказал».

            Российская власть считает иначе. Глава СК Александр Бастрыкин поручил проверить высказывание телеведущего про детей на Украине, статья не уточняется.

            Эксперты говорят, что Красовский пересек одну из «красных» медиа-линий, однако отмечают, что четко сформулировать такую линию сложно: они постоянно меняются, хотя нынешний кейс стоит считать не столько персональным делом, сколько как раз случаем очерчивания такой грани допустимого в риторике «охранителей».

            Юрист Илья Ремесло, известный своей государственнической позицией, оппонент Алексея Навального, считает, что «Красовский стал равен украинцам и провоцирует ситуацию, в которой российское общество по уровню ненависти сравнялось бы с украинским».

            «Для меня неприятие разжигания ненависти — это системная позиция. Я занимался преследованием людей и из условно либерального, и из «государственного» лагеря по этой причине. Я не одобрял ситуацию, когда в Санкт-Петербурге на митинге омоновец ударил женщину. Мне всегда было противно и либеральное, и патриотическое людоедство, призывы к избыточному насилию, и так далее. Для меня покойный Антон Носик, призывавший убивать сирийских женщин, ничем не отличается от Красовского, но история последнего шире. Красовский — это человек, который пытался быть святее Папы Римского и идти в рамках самой популярной повестки. Людоедская повестка сейчас популярна, я это вижу даже по своим читателям — вижу, что многие из них превратились, по сути, в тех, с кем борются. Многое в нашем обществе стало совпадать с украинским по шкале человеконенавистничества. Стали нормой людоедские высказывания, появились волонтеры, подменяющие центры принятия решений, желающие подчинять себе власть, заводить истерику. Это похоже на Украину образца 2014—2015 годов, когда она нам проигрывала. На мой взгляд, это тревожный симптом, и государство должно показать, кто главный. Красовский по сути произвел информационное оружие для врага, за которое Украина бы заплатила несколько миллионов долларов, но тут получила бесплатно.

            Думаю, что граница дозволенного проходит вот по какой линии. Человек должен понимать, что нельзя превращаться в тех, с кем он борется. Если он делает то, что делают украинцы, он неправ, он нарушает закон и должен остановиться и ответить. Думаю, что эта знаковая история должна стать уроком для остальных, кто радуется убийству людей. Одним Красовским история не ограничивается, государство должно довести до конца эту линию. Дело не в том, чтобы посадить Красовского, а в том, чтобы не делать того, что сделал он, остановить эту людоедскую тенденцию в обществе», — считает Ремесло.

            Журналист Максим Шевченко называет «казус Красовского» «эксцессом исполнителя в духе пропаганды».

            «Переборщил. Лукьяненко же подсказывал: «Пороть!». Это можно, это бы с хихиканьем было принято. А Красовский свое: «Топить!». Тут кто-то наверху решил, что перебор. Думаю, кто-то из конкурентов Симоньян и Громова стукнул. И Рита [Маргарита Симоньян] сразу пошла на попятную. Если бы сверху окрика не было, то и реакции не было бы. Когда Красовский предлагал питерцев (протестующих) топить в Мойке, то ему аплодировали. Раскол в элитах. Морали там нет», — отмечает Шевченко.

            Политолог Сергей Марков говорит, что в случае Красовского версии, издержки ли это общей радикализации пропаганды или это эксцесс исполнителя, не противоречат друг другу.

            «Если есть радикализация пропаганды, то всегда будут на периферии этой пропаганды эксцессы исполнителей. И чем более радикальная пропаганда, тем больше будет таких эксцессов. Но здесь важна позиция государства. Руководство государственного телеканала Russia Today осудило эти заявления Антона Красовского; Следственный комитет начал расследование. Это резко противоположно тому, что происходит на Украине, где заявления, подобные словам Антона Красовского, активно поддерживаются государством и идут потоком на всех основных телеканалах. Дегуманизация русских и оправдание политики геноцида в отношении русских являются официальной политикой украинского государства, которое должно характеризоваться как террористической», — рассуждает Марков.

            Впрочем, далее он задается конспирологическим вопросом: «версии того, что это издержки пропаганды и эксцесс исполнителя, противостоит другая версия: высказывание Антона Красовского — не случайность, сделано им по заданию. А кто же заинтересован в таких высказываниях? Российские солдаты? Нет. В таких высказываниях заинтересованы украинское современное государство и спецслужбы США, которые сейчас ищут оправдания эскалации, использованию грязной ядерной бомбы, о чем в последние дни предупреждает российская власть. И США, и Киев обвиняют Россию в подготовке чудовищного удара тактическим ядерным оружием. И США, и Киев заинтересованы в том, чтобы все в мире поверили в эти намерения России, поэтому и США, и Киев крайне заинтересованы в этих словах Антона Красовского.

            Поэтому я лично думаю, что может, конечно, он и по глупости это ляпнул, но наиболее вероятно, что он уедет и через какое-то время окажется на Западе или в Киеве под защитой спецслужб, поскольку бывший главный политтехнолог Ксении Собчак хорошо выполнил их задание. Антон Красовский, который является убежденным западником по своим убеждениям, просто за деньги какое-то время на Russia Today хвалил Путина и российскую политику. Сейчас, видимо, в другом месте предложили более выгодные условия, и он перейдет туда на работу, а это его «дембельский аккорд» в российских государственных СМИ».

            Глава Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов предлагает все же отойти от конспирологии, считая высказывание телеведущего «избыточной агрессией в беседе, потерей контроля над собой».

            «Так или иначе, его позиция сразу вызвала отторжение медиа и блогосферы. Это отторжение ясно демонстрирует: несмотря на жесткость и агрессию информационного поля, иногда избыточную, медиа и блогосфера ясно ощущают границы — и в правовом смысле, и в смысле морали», — говорит Орлов.

            Оппозиционный политолог Аббас Галлямов считает, что «раньше господствовал принцип "больше жести", а сейчас, похоже, начинают появляться границы».

            «Разговаривать с позиции силы с миром российское руководство больше не может, и ему приходиться теперь считаться с общественным мнением тоже. Где именно проляжет граница, сейчас пока не может сказать никто», — считает Галлямов.

            Политолог Глеб Кузнецов отмечает, что Красовский «раздражающе попал в образ россиянина в украинских и радикально антироссийских мировых СМИ, то есть образ "убийцы и похитители детей", и не ответить на это системе было нельзя».

            «Сейчас пишут, что это была запись. Даже не прямой эфир. Так что насчет экзальтации Красовский лукавит. А границы очерчены Уголовным кодексом Российской Федерации. Законы надо соблюдать не выборочно, а всем», — считает политолог Константин Калачев.

            Есть, впрочем и случаи полного публичного оправдания Красовского.

            Публицист Егор Холмогоров, также сотрудничающий с RT, публично вступился за коллегу в телеграм-канале.

            «Похвалы расправе над мнимым "детоубийцей" Красовским на 90% расточает публика, визжавшая от восторга от того, что убили ребенка у Дугина и взорвали Крымский мост. Оказаться в одночасье кумиром персонажей Списка Дарьи — врагу не пожелаешь. В целом, эта лицемерная акция подавления патриотических сил и умиротворения либерды оказалась эффективней наезда на военкоров и прочих "сигналов". Патриотам показали наглядно: если что, вас свои же сольют <украинцам> (Холмогоров использует иной уничижительный термин — прим. авт.) за секунду, — пишет Холмогоров. — Обвинять кого-то в неэтичности с подачи укролиберды и на радость укролиберде — это ложь и измена, поскольку такое поведение симулирует наличие мнимого общего этического фундамента с укролибердой».

            Телеграм-канал «Беспощадный пиарщик» по просьбе Publico все же пытается провести грань, за которой заканчивается допустимая по нынешним временам риторика в пропаганде.

            «Вообще, если сейчас отключиться от эмоций, эта грань проходит по слову "дети". То есть, если вы публичное лицо и довольно часто что-то говорите на камеру, слово дети вы должны забыть. Ну просто потому что это самое святое, что есть в современном обществе. Это наше будущее, которое чаще всего тяжело появляется на свет, — короче, такая тема, которую вообще не следует трогать.

            Если чуть-чуть включить эмоции, то можно заметить, что выступления Антона в последнее время заметно радикализировались. Тут понятно, что государство должно решить, хочет ли оно и дальше радикализировать высказывания своих "говорящих голов". Многие думают, что раз Киселев говорит про "ядерный пепел", а Симоньян рассуждает про возможность обмена ядерными ударами, наше инфополе уже достаточно радикализировалось.

            И все-таки, любые гипотетические рассуждения про любые ядерные удары — не более чем фантазии, пока этого не произошло. А призывы топить конкретных детей — это призывы топить детей. Уж извините. Разница, нам кажется, очевидна.

            Другое дело, что знакомые Красовского теперь оправдывают его высказывание общей радикализацией. Их право. Но аргумент несостоятельный.

            Равно как и рассуждения о том, что нас никто не пожалеет. Нас вне зависимости от высказываний Антона никто не пожалеет. Вот такие пироги», — считают авторы канала «БП».

            Екатерина Винокурова, специально для PublicO.

Новости партнеров