Россия на сегодняшний день является мировым лидером по количеству введенных санкций. В том числе они затрагивают космическую отрасль. Помимо прямых ограничений на поставку в Россию оборудования и технологий, западные частные и государственные компании сворачивают сотрудничество по ряду проектов. Так, на этой неделе Европейское космическое агентство объявило о прекращении сотрудничества с Роскосмосом по совместной миссии ExoMars. Российская корпорация в ответ заявила, что миссия будет выполнена либо самостоятельно, либо в сотрудничестве с дружественными странами.
Редакция PublicO решила пообщаться с экспертами и узнать их мнение, каким может быть будущее космической отрасли в России с учетом сложившихся условий.
Так, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, главный аналитик НП ГЛОНАСС, член Совета по внешней и оборонной политике Андрей Ионин уверен, что именно в текущих реалиях возможны прорывы в космической отрасли.
«Потому что, на мой взгляд, до последнего времени Роскосмос жил скорее по инерции в надежде на то, что государство всегда выделит деньги на поддержание отрасли. Сегодня у государства на космос денег нет, но появились серьёзные новые цели, которых надо достигать, и Роскосмос здесь должен сыграть ведущую роль. И это не только то, что связано с военной компонентой, с системами космической разведки, связи, навигации и так далее», - отметил он.
По его словам, государство с помощью космоса должно решать и другие задачи, в том числе геополитические. А также задачи технического развития. Роскосмос должен найти такой проект, который прямо ориентирован на технологическое развитие и промышленности и науки.
«В части пилотируемого космоса теперь мы чётко понимаем, кто наши партнёры. Сейчас есть термин «дружественные страны», это помимо Белоруссии и стран ЕврАзЭС, — БРИКС. Сейчас этот формат существенно расширяется, поэтому все будущие большие российские космические проекты и пилотируемая космонавтика, должны быть сориентированы именно на формат БРИКС+. Мы знаем, что в БРИКС подали заявки Аргентина и Иран, а сегодня прошла информация, что, скорее всего, там будут новые участники: Египет и Саудовская Аравия. Формат будет расширяться в ближайшее время. Это и есть наши партнёры в больших космических проектах, в первую очередь, в пилотируемой космонавтике. Самый глобальный подобный проект — это Луна», - добавил эксперт.
«Россия сейчас пока впереди других стран мира, и это должно быть направлением нашего главного технологического удара. За этим все прорывные технологии, за этим будущее», - заявил Ионин.
В свою очередь политтехнолог, публицист и радиоведущий Станислав Белковский отметил, что главная проблема Роскосмоса состоит в полном несоответствии амбиций и возможности их реализации.
«Как и вся наша государственность, Роскосмос объявляет себя правопреемником советской космической программы, и в этом смысле Дмитрий Олегович Рогозин был идеален как глава Роскосмоса: это человек, который не понимает в космосе ничего и поэтому может воспроизводить любые мифы, мифологемы, пропагандистские конструкции, совершенно не соотнося это с реальным положением дел. Но маска прирастает к лицу: Рогозин искренне верил в то, что можно летать на Марс или на Венеру. Однако это невозможно при современном состоянии российской космической отрасли», - пояснил политолог.
Он подчеркнул, что с точки зрения общих трендов развития мировой космонавтики (именно мировой, а не российской) все эти амбициозные программы, которые были присущи временам противостояния двух систем, коммунистической и американской, уходят на задний план, сворачиваются. Становится совершенно ясно, что освоение дальнего космоса невозможно. Поэтому космическая отрасль превращается в подспорье для понимания нашей планеты.
«Космос сегодня это инструмент для понимания Земли», - заключил Белковский.
Эксперт по инновациям, основатель Orbita Capital Partners , член президиума Совета по внешней оборонной политике РФ Евгений Кузнецов напомнил, что за последние несколько лет в космосе произошла, без преувеличения, "экономическая революция".
«SpaceX радикально уронил цены на доставку грузов на орбиту. Появилось сразу несколько новых проектов, которые тоже сильно демократизировали космос — тот же самый Rocket Lab и т. д. Резко начала расти инвестиционная активность. К 2021 году она выросла вдвое по отношению к 2020 году, когда, в свою очередь, выросла на 70 процентов по отношению к 2019 году. Произошел очень резкий рост инвестиций в космическую отрасль. Иными словами, бизнес в космос буквально ринулся», - рассказал эксперт.
Если же говорить о государственных военных программах, то серьезно активизировался Китай, который сумел очень быстро нагнать США и Россию по ключевым технологиям и сейчас уже местами даже опережает. Поэтому когда речь идет, например, о лунной гонке, то в ней Китай бросает серьезнейший вызов Америке. По прогнозу Кузнецова, если США сейчас начнут притормаживать, экономить бюджет и рассуждать об эффективности расходования средств НАСА, то Китай их тут же обгонит и первым построит лунную обитаемую базу. Это, конечно, станет радикальным изменением космической ситуации.
«На этом фоне Россия сейчас отстаёт по всем показателям. О коммерческом космосе у нас даже нечего сказать. Если Starlink уже развёрнут и работает, во многих случаях являясь супер-востребованной инфраструктурой; если китайцы тоже про это раздумывают и готовят свои проекты, то в России пока только-только прошла новость, что одобрили бюджет федеральной целевой программы «Сфера». При том, что это уже много раз происходило, и непонятно, будет ли программа наконец реализована или не будет. Мы уже идем с десятилетним отставанием. Если говорить о дешёвом доступе на орбиту, то пока нет даже таких проектов, по крайней мере, о которых было бы известно. Из того, что было заявлено, проекта с ценой доставки, как у SpaceX, у нас нет» - посетовал футуролог.
«В ближайшее время начнётся резкий рост количества орбитальных группировок, космических баз, космических объектов и людей, находящихся на орбите. Ещё одна станция типа «Мир» на орбите уже никого не удивит: китайцы такую сделали уже забавы ради. Да и по большому счёту, станция такого типа сейчас никому не нужна. Нужна новая, более мощная, которую китайцы, видимо, и готовят. Если Россия не хочет выпасть из космической гонки, в ближайшие десятилетия необходимо значительно активизировать космическую программу и резко поднять амбиции — вернуться в марсианскую гонку, потому что это локомотив в части реализации космических технологий; вернуться в лунную гонку, причём не как второй участник, подносящий снаряды Китаю, а как активный, лидирующий партнёр и даже самостоятельный игрок», - резюмировал Кузнецов.