Проект «Школа мечты» приглашает студентов в креативную экспедицию – креативное путешествие-практикум для начинающих дизайнеров и архитекторов, студентов старших курсов профильных направлений подготовки. Уточняется, что участники экспедиции в течение 10 дней, с 17 по 26 октября, изучат международные и российские подходы к формированию и проектированию современной образовательной среды на примере лучших образовательных пространств Москвы, Санкт-Петербурга и нескольких регионов, узнают особенности создания современных образовательных пространств, интерьерных, инженерных решений с учетом нормативных требований, познакомятся с лучшими отечественными решениями по оборудованию и оснащению, освоят технологию соучаствующего проектирования.
По итогам экспедиции участники разработают эскизное решение одного или нескольких школьных пространств с учетом возможностей и ограничений (в том числе финансовых) конкретной школы (или типового проекта школы). Результатом экспедиции станет формирование актива профессионального сообщества архитекторов и дизайнеров современных образовательных пространств.
Экспедиция «Школа мечты» одно из направлений проекта «Открывая Россию заново» - в 2022 году этот Всероссийский межуниверситетский конкурс студенческих экспедиций НИУ ВШЭ стал партнером президентской платформы «Россия - страна возможностей» и АНО «Платформа НТИ».
По словам первого заместителя генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Алексея Агафонова, в рамках проекта экспедиций студенты могут заявить о себе и предложить регионам практические решения существующих проблем: «По итогам исследования платформы «Россия – страна возможностей», более 96 % студентов заинтересованы в программе путешествий, а по данным ВЦИОМ, для большинства студентов самое важное во время учебы в вузе - это приложение своих знаний на практике, так что проект «Открывая Россию заново» стал ответом на актуальный запрос. Вступление в платформу дало проекту новый масштаб, и мы видим большой запрос среди университетов – для нас это знак качества. К сентябрю проведено уже больше 10 экспедиций, а осенью студенты поедут в 23 региона страны».
«Экспедиции очень востребованы, буквально сейчас возвращается группа волонтеров-медиков с Сахалина, во Владивостоке создают цифровой арт-объект, в Твери - систему поддержки любительских театральных студий, а в Волгограде проводятся поисковые мероприятия силами студентов. Для нас это история про служение и возможность менять страну к лучшему своими силами, вкладывать в Россию силы и душу», - рассказал проректор НИУ ВШЭ, председатель совета межуниверситетской платформы «Открываем Россию заново» Дмитрий Земцов.
Силы и душу организаторы предлагают вложить и в развитие современных образовательных пространств. В России сейчас реализуется беспрецедентная по масштабам федеральная программа «Модернизация школьных систем образования», в рамках которой до 2026 года будет отремонтировано 7300 зданий школ по всей стране. Об идее создания «Школы мечты» рассказала руководитель Федерального штаба родительского общественного контроля за программой капитального ремонта школ России Наталья Кравченко. По ее словам, ожидания от программы модернизации школ у общества очень высокие.
«Люди ждут не просто ремонт, а буквально перезагрузку школьных пространств. Лучшие результаты (по итогам первой волны капремонтов) мы видим там, где в работе над проектом с самого начала принимали участие архитекторы современных образовательных пространств, которые работали над проектом в диалоге со всеми участниками образовательного процесса: учениками, учителями, родителями и администрацией. Мы помним как лет 10-15 назад по стране прокатилась волна ремонтов в наших квартирах, теперь уже редко где увидишь бабушкины ковры на стенах и обои в цветочек. Теперь нормально привлекать специалистов - дизайнеров, когда предстоит ремонт в квартире или в доме. Эта новая норма – дизайнерский подход к организации пространств – должна быть применена и в школах, именно этого ждут дети и родители, - подчеркнула Наталья Кравченко. – Мы уверены, что для студентов это будет крайне интересно. По нашей аналитике, пока нет специализации по этому направлению, и мы хотим получить амбассадоров нового подхода к ремонту школ, в том числе, через их участие в социальном проектировании, чему их тоже обучат в ходе экспедиции. Необходимо найти решения и способы «перезагрузить» школьные пространства по всей стране, чтобы сама среда вдохновляла и мотивировала учиться, учить, творить и развивать таланты».
Для решения этих задач важно правильно организовать процесс соучаствующего проектирования, а также на самых ранних этапах работы над проектом модернизации школы привлечь грамотных неравнодушных специалистов – дизайнеров-проектировщиков – архитекторов современных образовательных пространств. Таких специалистов и команд в России совсем немного, все они практики и большинство из них готовы внести свой вклад в развитие этого перспективного направления в области социального дизайна, передать свой опыт студентам - начинающим специалистам в области архитектуры и дизайна. Все это с целью сформировать всероссийскую команду консультантов – проектировщиков современных образовательных пространств, готовых помогать школам, вошедшим в федеральную программу капитального ремонта, стать «школами мечты».
«Министерство просвещения заинтересовано в проекте, он полностью соответствует поручению Президента об активном вовлечении детей, родителей и педагогов в переосмысление школьных пространств. Будет здорово, если рамках экспедиции или по ее итогам способные студенты-архитекторы и дизайнеры дадут свои предложения по модернизации пространств типовых школ, мы соберём это в альбом и сможем рекомендовать для использования в регионах. Дальше можно будет думать о развитии проекта, распространить эту практику позитивных решений на всю страну и, по сути, получить проект будущего», - отметил советник министра просвещения РФ Антон Назаров.
«Школа мечты» открыла сбор заявок на конкурс до 30 сентября 2022 года, в нем могут принять участие граждане РФ до 35 лет. Заявки можно подать на портале «Открывая Россию заново», отбор в экспедицию будет проходить по мотивационному эссе и предоставленному портфолио.