ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Фото: РИА ФедералПресс/Евгений Поторочин

Суслов: США и Европа все больше нацелены на вторичные санкции

Европе все сложнее вводить первичные санкции против России, теперь упор делается на вторичные санкции против третьих стран в попытке заставить ограничения работать. Об этом в беседе с Publico заявил политолог Дмитрий Суслов:

«Новые санкционные пакеты США и Евросоюза имеют, с одной стороны, много общего, но, с другой стороны, все-таки отличаются друг от друга. У США остался гораздо больший потенциал для введения первичных санкций против России в силу того, что гораздо меньшей изначально была и, тем более, сейчас остаётся взаимозависимость. К тому же США в национальном качестве и в одностороннем порядке вводят эти санкции, Вашингтону их ни с кем не нужно согласовывать.

Европейский Союз вынужден находить консенсус среди 27 стран-членов, и это затрудняет введение дополнительных первичных санкций против России. Их лимит практически полностью исчерпан, и мы видим, что каждая попытка увеличения ЕС первичных санкций дается все с большими и большими трудностями. Те или иные страны, у которых есть свои конкретные интересы, выступают против. То, что было относительно безболезненно или минимально болезненно для самих европейцев они давным-давно имплементировали.

Главная общность европейских и американских новых санкционных пакетов – это все больший упор на вторичные санкции, которые нацелены на то, чтобы обеспечить большую имплементацию уже введенных первичных санкций. И Европейский Союз, и США в новых пакетах ввели санкции против целого ряда иностранных государств, включая Китай страны Ближнего Востока, постсоветского пространства Азии. Компании этих стран Запад подозревает в обходе первичных санкций.

В обозримой перспективе именно на вторичные санкции, то есть на репрессивные ограничительные меры в отношении компании третьих стран, и США, и Европейский Союз будут делать главный упор в своей санкционной политике в отношении России. Одна из главных причин, почему введённые за последние два года санкции не возымели должного эффекта, это как раз то, что санкции Запада обходятся (некоторые легче, некоторые тяжелее) с помощью третьих стран. Запад это прекрасно осознал и теперь именно в отношении третьих стран фокусирует свою санкционную политику.

То же самое касается и ценового потолка. Страны “Семерки”, США и Евросоюз не пересмотрели саму цифру ценового потолка на российскую нефть. Но санкции против Совкомфлота призваны затруднить обход ценового потолка, который в последнее время не соблюдается. Российская нефть торгуется на уровне 70-80$ за баррель, а не по 60$, как этого требует ценовой потолок.

Новые санкции, в том числе, вторичные, очевидно, будут частично эффективны. Они затруднят и создадут дополнительные проблемы российскому бизнесу, а также компаниям третьих стран. Но будут выискиваться новые способы обхода санкций, выстраиваться новые схемы, которые было бы тяжелее идентифицировать или которые были бы менее подвержены негативному влиянию западных санкций. Например, торговля не в долларах, а в национальных валютах.

Но в целом, конечно же, вторичные санкции не способны ликвидировать или, тем более, существенно ограничить взаимодействие России с третьими странами и обход уже введенных против нее санкций. Бизнес продолжит искать способы обхода санкций, начнется постоянная игра в “кошки-мышки”. Именно это будет характеризовать отношения России и Запада в области санкций, когда Запад будет вводить новые ограничения, а Россия и её партнёры будут учиться и находить способы их обходить.

Но конечном итоге это выйдет дороже для России, потому что каждая новая схема делает дороже конечный товар или услугу. Тем не менее, запретить полностью поставки товаров и услуг в Россию Запад не сможет».

 

Читайте статью Publico «Россия и санкции: собака лает, караван идет»

 

Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.

Новости партнеров