ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
В Москве состоялась пресс-конференция платформы «Лапша Медиа» по противодействию фейковой информации
Автор материала Екатерина Винокурова, специально для Publicо

В Москве состоялась пресс-конференция платформы «Лапша Медиа» по противодействию фейковой информации

В пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция по итогам противодействия фейкам и фактчекинговой работы платформы «Лапша Медиа».

Основатель платформы, гендиректор АНО «Диалог Регионы», Владимир Табак сказал PublicO, что посчитать эффективность работы по противодействию фейкам с точки зрения конкретных цифр сложно.

«Говорят, что опровержение видит на одну треть меньше, чем сам фейк. Но что могу сказать точно, так это то, что в плане социологии растет показатель знания самого понятия "фактчекинг". Это говорит о том, что люди, с одной стороны, понимают, что существует такое понятие. С другой стороны, люди наверняка сталкиваются с фактчекинговыми расследованиями, они становятся все более известными. Растет  количество людей, которые сами считают, что регулярно сталкиваются с фейками. При этом невозможно быть уверенным, что информация - фейк, если ты не видишь опровержение. И я считаю, что опять же мнение о том, что люди встречают много фейковой информации, основано на том, что они видят много опровержений», - поясняет Табак.

Согласно презентации, показанной участникам пресс-конференции,  в 2022 году количество фейковой информации выросло в 6 раз по сравнению с 2021 годом, а пиковых значений количество уникальных фейков достигало в первый месяц СВО (583) и в начале мобилизации (542), а в остальные месяцы распространялось примерно 200-300 уникальных фейков в месяц.

Интерес пользователей к теме фейковой информации увеличился по сравнению с 2021 годом на 68% при общем падении интереса к теме коронавируса, пиковых значения количество запросов в поисковиках по слову «фейк» достигло в марте 2022 года (1432,2 тысячи запросов).

«Лапша медиа» так классифицирует виды фейков: 61% - это намеренная дезинформация, 16% - архивные или постановочные видео, 11% - это посты/комментарии пользователей, 5% - поддельные документы и 2% - аудиозаписи. Практически половина всех фейков публикуется во ВКонтакте и в Одноклассниках (24% и 21%), в Телеграм – 20%, 12% - в СМИ, 9% - в Twitter и Facebook (соцсети Meta признаны экстремистскими и запрещены в России), 2% - в Youtube, остальное приходится на другие соцсети.

В целом 68% фейков наиболее активны в информационном пространстве первые трое суток после появления, а 18% фейков живут от 4 до 7 дней. Средняя продолжительность жизни фейка в 2022 году составляет 4,7 дня, гласит презентация «Лапши медиа». Больше 30 дней, как правило, живут конспирологические фейки.

13% пользователей знают, что такое фактчекинг, а еще 28% что-то об этом слышали, гласят результаты презентованного опроса пользователей. При этом 64% считают, что способны отличить достоверную информацию от недостоверной. Однако в результате тестирования на предмет наличия базовых компетенций по верификации фейков только 48% (115 человек) экспертов и аналитиков справились с заданием.

В качестве примеров фейков «Лапша медиа» приводит слухи о заморозке Visa и Mastercard после ухода компаний и заморозку всех счетов, что спровоцировало панику и штурмы людьми банкоматов и отделений банков; слухи о мобилизации «юнармейцев»; запуск чат-ботов для «проверки граждан на наличие себя в списке мобилизованных» и так далее, что провоцировало панику и повышало тревожность в обществе.

К мерам по противодействию распространения фейков положительно отнеслись 45% опрошенных, а скорее положительно 27% опрошенных «Лапшой медиа».

Голосование
Дебаты
Новости партнеров