V юбилейный Международный фестиваль Мартина МакДонаха продолжается в Перми - это 14 спектаклей, из которых 5 премьерных, и 10 театров из России, Беларуси и Казахстана. Стартовавший в 2014 году по инициативе художественного руководителя Пермского театра «У Моста» Сергея Федотова, фестиваль проходит в столице Прикамья раз в два года.
Как отмечают организаторы, фестиваль уникален не только темой, но и принципами – открытый вход на пресс-завтраки, обсуждения жюри, множество мастер-классов и лекций. Со спектаклями сложнее – билеты раскупаются моментально и… именно с фестиваля, а еще точнее – с парада Рыжих начинается осень в Перми раз в два года как раз благодаря фестивалю.
Фестиваль открылся премьерой спектакля «Ирландский герой – гордость Запада» по пьесе Джона Синга в постановке Сергея Федотова. По мнению публики и экспертов, в этой постановке видны многие мотивы, впоследствии подхваченные и переосмысленные МакДонахом.
«Те, кто знаком с театром и творчеством Мартина МакДонаха, сразу же узнают фирменный стиль постановок: ирландская глубинка, черный юмор, потасовки, пьянство, из интересных событий – чьи-то похороны. Кажется, что жизнь героев предопределена с самого рождения, судьбу не изменить – как ни рыпайся. Но все же главные герои пройдут трансформацию, и каждый получит то, что в целом заслужил. Насколько хорошо жить в мифе и так ли прекрасно убийство, насколько оправдана тирания родителя по отношению к собственному ребенку? – все эти вопросы так или иначе звучали в «Герое». Как и тема любви, которая, как известно, всех спасет, если только она настоящая и искренняя», - сказано в пресс-релизе.
Также вне конкурса свой подход к новой пьесе МакДонаха "Очень, очень, очень темная материя" представила молодая команда МХТ им. Чехова. По отзывам, спектакль не просто удивляет, он шокирует с первых же минут – «черный стенд-ап, переходящий в сцены безумия в стиле "красной комнаты" из Твин Пикса». Пермский зритель увидел постановку свежую во всех смыслах - российская премьера прошла в 2021 году.
Большая часть спектаклей V фестиваля МакДонаха уже отыграна, и линию экватора прочертили спектаклем «Безрукий из Спокэна» от театра «У Моста». С первых же минут возникает ощущение, что тебя перенесли в еще один номер отеля культового фильма «4 комнаты»: стрельба, крики, интригующие яркие герои.
К «экватору» фестиваль подошел с солидным багажом: представлены публике три версии знаменитой «Королевы красоты из Линэна». Одна - от Минского областного драматического театра (Молодечно), и здесь зрителей погрузили не только в белорусские мотивы, но и окутали напевной речью и песнями, понятными без перевода и субтитров. Вторая - «Королева» в формате split-драмы от Новосибирского областного театра кукол поразила не только тем, что впервые МакДонахом «занялись» куклы, но и тем, как это представили новосибирцы, буквально расщепив на субличности образы персонажей. Своей «Королевой» поделился с публикой и Пермский театр «У Моста».
Труппа Республиканского театра Белорусской драматургии представила спектакль «Калека с острова Инишман», где зрители смогли увидеть «свет» в, казалось бы, насквозь темном МакДонахе.
«Театр – это прежде всего эмоции, то, что идет из сердца», - сказал председатель жюри Виктор Шрайман, режиссер, театральный педагог, Лауреат Международной театральной Премии «Маленький принц» (Сербия). В постановке оказалось очень много света, он буквально был рожден в любви, а МакДонаху, как признали эксперты, очень идет белорусский язык.
Марина Тимашева, театральный критик, театровед, кандидат искусствоведения, в первую очередь сказала об эмоциональной реакции зрителей и ее учеников, люди останавливались и плакали - «спасибо за этот человеческий прекрасный спектакль». Также Марина отметила поэтическую сценографию, роскошный танец в начале, и «когда ты видишь, как они танцуют, уже понимаешь, что это совсем плохо кончиться не может».
За светом публику погрузили полностью во мрак - такое впечатление у большинства от спектакля "Человек-подушка" воронежского театра "КОТ". Настолько тонко проработана пьеса как самим МакДонахом, так и коллективом театра. «Человек-подушка" шокирует, пугает, подобно "полицейским в тоталитарном государстве" сажает нас на стул и задаёт самые неуютные вопросы. Но, думается мне, в 21 веке задавать их самим себе очень важно, поскольку грань между реальным насилием и его отображением в искусстве, СМИ, интернет-блогах становится все более размытой. Нам все сложнее понять - существуют ли медиа для жизни или жизнь ради создания медиа-контента? И, возможно, даже самые жуткие истории Мартина МакДонаха, доступные нам на безопасной дистанции, уже не поспевают за реальностью», - указывают участники фестиваля.
А впереди у V фестиваля Мартина Макдонаха множество интересных постановок от российских и казахстанских театров, разборов с экспертами, лекций и мастер-классов, а главное – новых эмоций и чувств.