Ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) разработали математическую модель, которую возможно встроить в систему управления авиадвигателем, чтобы контролировать уровень выбросов вредных веществ из камеры сгорания. Об этом ТАСС сообщили 11 ноября в пресс-службе университета.
«Во время полета двигатель самолета выбрасывает в атмосферу вредные вещества, такие как оксид азота, который образуется при сгорании топлива. Соотношение "топливо/ воздух" в составе горящей смеси имеет случайный характер и изменяется по некоторому случайному закону, то есть случайным образом происходит изменение концентрации топлива в составе топливовоздушной смеси. Это и есть один из тех случаев, когда актуальная информация необходима для безопасного полета, но получить ее здесь и сейчас невозможно. Алгебраические функции, описывающие подобные параметры, и составили основу модели», — рассказала кандидат технических наук, доцент кафедры конструирования и технологий в электротехнике ПНИПУ, директор Центра дистанционных образовательных технологий Татьяна Кузнецова.
Предложенный учеными ПНИПУ алгоритм определяет уровень генерации окислов азота в зависимости от исходного состава топливно-воздушной смеси. Также учитывается наличие в камере сгорания продольных акустических волн, возбуждаемых выделением тепла при горении, которые влияют на концентрацию кислорода в горящей смеси.
«Компьютерное моделирование процесса горения подтвердило прогностическую точность разработанного метода. Полученный алгоритм можно ввести как элемент системы автоматического управления самолетом или использовать как обучающий алгоритм для нейросети», — заключили в вузе.