Минтруда России внесло на рассмотрение законопроект об объединении ПФР и ФСС, а также введении единого социального тарифа. Такое решение потенциально может помочь увеличить страховые выплаты для части населения, сократить «бюрократические» расходы, как финансовые, так и административные.
Как рассказала редакции PublicO Руководитель направления «Экономика и социальное развитие» ЦСР Виктория Павлюшина, введение единого тарифа страховых взносов и установление единого круга застрахованных лиц позволят обеспечить равный доступ к социальному страхованию гражданам, занятым по трудовым и гражданско-правовым договорам.
«Размер совокупного тарифа страховых взносов во все фонды для основной категории плательщиков страховых взносов будет сохранен. Тариф страховых взносов для основной категории плательщиков, как и сейчас, составит 30,0% в пределах базы, а также 15,1% сверх базы. База будет определена предельной базой для уплаты страховых взносов в рамках обязательного пенсионного страхования», - уточнила Павлюшина.
Фактически это означает рост страховой нагрузки за счет повышения базы текущих выплат по обязательному социальному страхованию. По оценкам, это коснется 10% наемных работников. Изменения затронут в первую очередь сферы со сравнительно высокими заработными платами — финансы, IT-отрасль, добыча, управленческие и консалтинговые услуги. При этом предельное увеличение нагрузки в расчете на 1 сотрудника — 16,5 тыс. руб. в год.
Положительный фактор: введение единого тарифа сократит объем отчетности и административные издержки для бизнеса, так как появится возможность уплачивать страховые взносы одним платежом. Кроме того, за счет повышения базы будет увеличен размер выплат по больничному листу, по уходу за ребенком и декретных без роста тарифов страховых взносов для всех граждан в 1,5 раза.
Законопроект также предполагает объединение ПФР и ФСС и создание единого социального фонда — Единый государственный внебюджетный фонд «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации».
«По своей сути ПФР и ФСС сейчас также являются внебюджетными фондами, поэтому в этом смысле никаких инноваций предложения Минтруда России не несут. Для граждан это фактически означает появление «единого социального окна», - отметила Павлюшина.
Она добавила, что предлагаемые изменения во многом вызваны схожими и частично пересекающимися функциями ПФР и ФСС на сегодняшний день и кажутся вполне логичным продолжением уже реализуемых реформ. В частности, в рамках поручения президента до конца 2022 года все федеральные меры социальной поддержки должны предоставляться по принципу «одного окна» в формате «Социальное казначейство». На сегодняшний день оператором части мер является ФСС, другие же меры поддержки обеспечивает ПФР.