ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

В России медицинские отходы остаются в центре внимания законодателей и экологов

В июле этого года российские сенаторы выступили с законодательной инициативой – упорядочить оборот медицинских отходов, вывести их из зоны «серых» схем. По мнению членов Совета Федерации в этом вопросе пора навести порядок.

Законопроект предполагает установить порядок обеззараживания отходов из медицинских учреждений, определить нормативы накопления и наладить учет их массы, а также регламентировать порядок перехода опасных отходов в твердые коммунальные отходы после обезвреживания. Все эти инновации позволят определить конечную точку их обращения и требования к фирмам, работающим с этим сегментом. Обезвреженные массы получат I-IV класс опасности, что позволит осуществлять их обращение по лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Такими лицензиями, в частности, обладают региональные операторы по обращению с ТКО.

В настоящее время в России нет системы учета медицинских отходов. Росстат такими данными не располагает. Можно только примерно рассчитать их объем, исходя из норматива на 1 койко-место. Методика разработана в Минздраве России. Считается, что в сутки там образуется от 1,3 до 2,7 килограммов различных отходов. При этом методика не учитывает медицинские учреждения амбулаторного типа, где обслуживается большая часть россиян. Используя эту методику, можно предположить, что в России ежегодно образуется более 100 тысяч тонн медотходов.

Методика не позволяет определить в образуемом мусоре объемы накопления разных категорий таких отходов, хотя их четыре:

Класс А — отходы, не имеющие контакт с биологическими жидкостями пациентов и инфекционными больными. Практически — это обычные ТКО, только образованные в медицинских учреждениях и имеющие определенную специфику обращения.

Класс Б — эпидемически опасные отходы, инфицированные и потенциально инфицированные микроорганизмами, в том числе: материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями; патологоанатомические отходы; органические операционные отходы (органы, ткани); пищевые отходы и материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями.

Класс В — отходы с чрезвычайной эпидемиологической опасностью. Критерием опасности медицинских отходов класса В является контакт с тяжёлыми инфекционными заболеваниями, сюда же относятся отходы микробиологических лабораторий.

Класс Г — отходы с токсикологической опасностью, например, просроченные лекарства и ещё ряд подобных отходов, в том числе относящихся по классификации природоохранного законодательства к I-IV классу; ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование; лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфекционные средства; отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения, а также другие токсикологически опасные отходы, образующиеся в процессе осуществления медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

При обеззараживании часть опасных медицинских отходов классов Б, В и Г также может считаться твердыми коммунальными. Например, при их термической обработке образуется зола, которая в других ситуациях является ТКО.

Экологи в различных регионах России неоднократно заявляли о «серых схемах» обращения с медицинскими отходами. Так, например, Свердловское региональное отделение «Российского экологического общества» в конце 2021 года утверждало, что одно из предприятий, утилизирующее отходы медицинских учреждений Екатеринбурга, вывозит их через пункт пересортировки на полигон ТКО в Белоярском районе Свердловской области. Общественники приводили фотофиксацию захоронения медотходов. Уральские СМИ также отреагировали на эту информацию. В сентябре 2022 года экологи снова провели фиксацию нарушений на полигоне ТКО. В настоящее время региональный ОБЭП изучает заявление активистов.

Заместитель председателя комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Государственной думы РФ Жанна Рябцева рассказала журналистам, что законопроект сенаторов носит «междисциплинарный характер», так как затрагивает сразу несколько регуляторов - Роспотребнадзор, Минздрав России, Минприроды, Росприроднадзор. Базовым комитетом для подготовки законопроекта к рассмотрению является комитет по охране здоровья.

По ее словам, надуманные неучтенные объемы медицинских отходов, отсутствие нормативов накопления и возможности тарифного регулирования делают сферу оборота медотходов кормушкой для нечистоплотных предпринимателей и управленцев больниц. Главное, что никто не понимает, куда эти отходы вывозят, какой у них реальный класс опасности, как и кто отвечает за их обеззараживание.

«Как только в медучреждениях отходы грузят в машину утилизаторов, дальнейший след медотходов исчезает, - рассказал она, - попадают ли они в обычные контейнеры ТКО или на полигоны отследить практически невозможно».

Также она отметила, что далеко не все фирмы, которые занимаются медицинскими отходами, обладают необходимыми средствами обеззараживания и обращения с ними. В настоящее время эта деятельность не подлежит лицензированию и сертификации.

Сроки принятия законопроекта пока неизвестны. Медицинские отходы продолжают приносить прибыль бизнесменам и попадать на контейнерные площадки ТКО и полигоны.

Новости партнеров