ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

В России началась программа по декарбонизации

«Норильский никель" запустил в тестовом режиме систему онлайн-мониторинга чистоты воздуха в Норильске, сообщил вице-президент компании по экологии и промышленной безопасности Станислав Селезнев, слова которого приводит «Интерфакс». Данные по уровням выбросов парниковых газов "Норникель" будет впоследствии использовать при экспорте своей продукции на международные рынки с учетом будущего введения трансграничного углеродного регулирования, говорит глава компании Владимир Потанин.

А накануне, 16 февраля, Государственной Думой был принят Закон об ограничении выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации, запускающий эксперимент по квотированию выбросов на Сахалине. Цель проведения эксперимента – достижение на территории Сахалинской области углеродной нейтральности до 31 декабря 2025 года, а также достижение углеродной нейтральности на территориях иных потенциальных участников эксперимента.
Вице-премьер Виктория Абрамченко рассказала:

- На примере Сахалина будут отработаны методология учёта выбросов и поглощения парниковых газов, проверены инструменты углеродного регулирования, определены условия внедрения необходимых технологий. Самое главное – эксперимент позволит бизнесу запустить оборот углеродных единиц на территории России. К нему смогут подключиться и другие субъекты Федерации. Заинтересованность в проведении эксперимента выразили Республика Башкортостан, Хабаровский край, Иркутская и Калининградская области. Полученный опыт будет полезен в работе регионов, появятся совершенно новые механизмы экологического контроля и регулирования экономической деятельности.

Не все специалисты столь же оптимистичны. Известный эколог, эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО, основатель «КарбонЛаб» Михаил Юлкин в интервью PublicO сказал:

- Само появление такого закона — это, безусловно, прорыв. Впервые у регионов появляется возможность заниматься декарбонизацией и регулированием выбросов парниковых газов, пусть и в режиме эксперимента, но не лабораторного, а натурного, живого. Разработчики закона говорят, что хотят создать систему карбонового контроля, чтобы ее признали во всем мире. Однако предлагаемый инструментарий явно не тянет на мировые стандарты. Формально, все похоже на то, что существует в Европе, Китае, Калифорнии. Но в нашем варианте выделение квот происходит не на старте производственного периода, как в этих странах, а по его завершении. Поэтому рынка квот на этой основе создать нельзя – бизнес не может предугадать, сколько у него будет квот для их продажи, формирования фьючерсов, или сколько надо будет докупить и т.д. Выделение квот у нас оторвано от определения источника выбросов, что открывает простор для махинаций. Например, можно эти источники оформить на специально созданную «дочку», а самому получить все квоты. Список претензий к закону можно продолжать, но я понимаю, что это эксперимент. Отрицательный результат эксперимента – тоже результат. Однако при наличии таких очевидных лакун в законе мы можем просто потерять несколько лет.

Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO

Новости партнеров