ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

В Совете Федерации обсудили развитие Северного морского пути

19 апреля состоялось заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации ФС РФ «Стратегические подходы к развитию Северного морского пути (СМП)». В мероприятии приняли участие представители министерств и ведомств, корпораций, учёные, эксперты и сенаторы. Среди них: министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков; глава республики Саха Якутия Айсен Николаев; губернатор Ненецкого автономного округа Юрий Бездудный; специальный представитель госкорпорации Росатом по вопросам развития Арктики Владимир Панов; заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай, заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных. Ведущей и модератором заседания выступила заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова.

«Напомню, уважаемые коллеги, что мы не в первый раз обращаемся к теме - к теме развития Северного морского пути в том или ином аспекте. Однако в условиях современных геополитических вызовов и угроз развитие СМП обретает новый смысл. Особо это подчеркнул президент России Владимир Владимирович Путин на совещании 13 апреля о развитии Арктики», - обратилась к участникам Галина Карелова.

«В условиях санкций, введённых недружественными странами, мы должны более оперативно решать вопросы перехода круглогодичной навигации на Северном морском пути. Это позволит быстрее переориентировать наши экспортные и, в целом, транспортные потоки с Запада на Восток. Президентом поставлена задача об увеличении к 2024 году грузооборота по данной морской трассе до 80 млн тонн в год», - добавила она.

Сенатор отметила, что важная задача на сегодняшний момент - это создание портовой инфраструктуры повышения эффективности работы морских портов и портопунктов. В настоящее время в рамках реализации федерального проекта развития морских портов, а также плана развития инфраструктуры Северного морского пути до 2030 года ведётся работа по модернизации действующих и строящихся морских портов и портовых сооружений. По словам Галины Николаевны, сейчас активно ведётся строительство терминала и порта бухты "Север" в Красноярском крае, терминала в Ямало-Ненецком автономном округе. Однако, в целом, темпы обновления инфраструктуры в отдельных регионах пока что недостаточны, и данный факт может стать серьёзным сдерживающим фактором достижения целевых показателей грузоперевозок по Северному морскому пути.

Госкорпорация Росатом, являющаяся с 2020 года инфраструктурным оператором СМП, вскоре определит способы скорейшего решения проблем, которые сегодня имеются. По словам Галины Кареловой, очень важно рассмотреть вопросы развития и модернизации ледокольного грузового флота.

"Северный морской путь находится в условиях текущих геополитических событий. Также актуальность вопросов по нему все последние годы неуклонно повышалась. СМП обслуживает огромную экономику российской Арктики, и уже сегодня накоплены экономические проекты, составляющие до 20 процентов российского экспорта, до 10 процентом валового внутреннего продукта РФ. Это такие всемирно значимые экономические провинции, как и Ямал, как Норильск и как Якутия. От СМП зависит реализация новых инвестиционных проектов, благодаря которым грузооборот, согласно поручению президента, должен вырасти до 80 млн тонн к 2024 году, и стоимость этих дорогих экспортных товаров превысит 50 млрд долларов. Самое главное - Северный морской путь и Северный завоз являются дорогой жизни для почти 3 млн человек, зависящих от снабжения товарами в удалённые труднодоступные места", - отметил в свою очередь министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

Елена Островскаякорреспондент PublicO

Новости партнеров