Около половины финансовых резервов российского Центробанка будут заморожены, поскольку они находятся в банках стран G7. Эта мера сильно затронет финансовую систему России, заявил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. Актуальной статистики о суммах ЦБ, размещенных на Западе, нет. Но РБК приводит такие цифры: на 1 февраля валютные резервы Банка России составляли $498 млрд (с учетом золота — $630 млрд). Поэтому, если верить выкладкам Борреля, Запад может заблокировать не менее $240–250 млрд финансовых активов ЦБ.
По просьбе PublicO ситуацию прокомментировал заместитель директора института «Центр развития» Высшей школы экономики Валерий Миронов:
- В течение последнего времени ЦБ предпринимал серьезные усилия по диверсификации своих резервов, в том числе по дедолларизации, и переводу средств из угрожаемых юрисдикций. Но, видимо, до конца дело довести не удалось, хотя полной информацией по распределению резервов у меня нет. Положение напоминает историю с иранскими активами. В 2014 году на Западе заморозили иранские активы на сумму до 8 млрд дол. В 2018 году разморозили, но ненадолго. Сейчас, вроде бы, снова пошли разговоры о восстановлении доступа Тегерана к этим деньгам в рамках ядерной сделки. И у них, и у нас средства размещены главным образом в западных гособлигациях – самых надежных в мире, как нас уверяли. Эти деньги не потеряны безвозвратно, по ним даже будет начисляться купонный доход. Но вот как и когда России удастся восстановить к ним доступ? Не знаю точно, но думаю, что достаточно скоро.
Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO