Сегодня стало известно, что в России вводится временный запрет на экспорт зерновых в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также на вывоз белого сахара и тростникового сахара-сырца в третьи страны. Решение принято для защиты внутреннего продовольственного рынка в условиях внешних ограничений.
Экономист, заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов так прокомментировал для PublicO запрет на экспорт российского зерна и сахара:
- Еще до введения западных санкций в мире наблюдался рост цен на продовольствие. К этому привел ряд факторов: последствия пандемии, разрыв логистических цепочек, плохой урожай в ряде регионов планеты, рост цен на энергоносители и низкий уровень аграрных инвестиций, неоправдавшиеся излишние надежды на зеленые технологии. В этих условиях, к которым прибавились потенциальные глобальные угрозы от действия антироссийских санкций, отечественным сельхозтоваропроизводителям было бы крайне выгодно переориентировать товарные потоки на внешние рынки. Но это могло бы привести к росту цен на внутреннем рынке, повышению инфляционных ожиданий и усилению социальной напряженности.
У правительства было два пути: либо компенсировать населению рост продовольственных цен через налогообложение экспортеров, либо запретить вывоз критически важных товаров. Правительство выбрало второй путь несмотря на то, что оно, безусловно, вызовет недовольство у наших партнеров по СНГ и ЕАЭС, поскольку если ограничения по сахару касаются стран дальнего зарубежья, то ограничения по вывозу зерна касаются и стран ЕАЭС, некоторые из которых (прежде всего Казахстан) резко нарастили закупки зерна в сибирских регионах России на фоне резкого обесценения рубля и внутреннего дефицита зерновых.
Александр Богомолов, PublicO