Доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев подчеркнул в беседе с PublicO, что такой рейтинг в России во многом условный, так как страна остаётся, по сути, разделённой на Москву и остальную Россию.
«Конечно, московские власти ведут масштабную работу по улучшению инвестиционного климата (город занимает первую строчку соответствующего рейтинга российских регионов на протяжении последних трёх лет), однако очевидно, что Москва была и остаётся финансовым центром России, местом проживания самых состоятельных граждан страны и средоточием самой дорогой недвижимости, что в совокупности составляет основу огромных (2,87 трлн. рублей в 2020 г.) доходов городского бюджета. Город, в котором зарегистрированы 104 из 200 крупнейших российских компаний и более половины всех банков, на которые приходится 90% активов банковской системы, вполне может позволить себе развиваться быстро и уверенно», - уточнил эксперт.
«Масштабные инвестиции, осуществляемые в Москве, в значительной мере обеспечены бюджетными средствами – только прямые капитальные вложения в объекты государственной и муниципальной собственности составили в прошлом году сумму, превышающую все доходы бюджета Санкт-Петербурга», - добавил Иноземцев.
При этом он отметил, что каждый раз, когда выходят данные об очередных успехах московской экономики, пресса и блогосфера реагируют на них рассуждениями об огромных перекосах в региональном развитии и необходимости отхода от «москвоцентричной» модели экономического роста.
«Я всегда относился к таким рекомендациям с крайним скептицизмом. Место Москвы на хозяйственной карте страны определяется вполне естественными обстоятельствами. Столица России – наш практически единственный глобальный город. <…> Москва не только «высасывает соки» из российской провинции, но и останавливает сотни тысяч людей от эмиграции, будучи более европейским городом, чем многие столицы стран Европейского Союза. Поэтому я всегда радуюсь достижениям московской экономики и крайне не хотел бы, чтобы развивающие город денежные потоки были переориентированы в места, по объективным причинам малоприспособленные для жизни, как часто делалось в советское время», - подытожил экономист.