На днях издание «Царьград» выпустило статью, в которой заявило, что в Институте философии Российской академии наук давно и целенаправленно ведётся разрушительная работа против национальных, духовных и государственных основ России. Редакция PublicO пообщалась с политтехнологом, кандидатом философских наук, исполнительным директором Центра политического анализа Вячеславом Даниловым на тему ситуации вокруг ИФ РАН, а также идеологической компоненты в философии.
«Кирилл Мартынов, в твиттере комментируя статью на "Царьграде", верно заметил, что для ряда "хунвейбинов" вы никогда не сможете быть достаточно лояльными, как бы вы ни "прятались". Все равно вы "иноагенты" или "предатели". Притом, что в мероприятиях Института философии РАН и темах, которыми они занимаются, вы не увидите ни феминизма, ни чего-то оппозиционного или остросоциального. Отчасти, конечно, мы имеем дело с эвфемизацией интеллектуальной повестки Института, но все это в глубоких традициях отечественной интеллектуальной сцены: "Хорошо прожил тот, кто хорошо прятался", - заявил эксперт.
«С другой стороны, в рамках существующей системы, идеологический наезд, как правило, скрывает хозяйственно-административные мотивы. Очевидно, что ИФ РАН – не "Шанинка", и не "Европейский университет", и даже не ВШЭ. Это не кузница либеральной интеллигенции. А консерватизму курсов ГАУГН по философии может позавидовать, наверное, даже МДА. Так что атакующей публике приходится использовать весь арсенал компромата, чтобы "срывать маски" с "врагов народа", обнажать их "подлую сущность", "двурушничество" и т.п. Благо, что срывать есть что», - добавил Данилов.
Он отметил, что в интеллектуальной политике ИФ РАН при нынешнем и.о. главы Андрее Смирнове очевиден тренд, вполне международный, на своего рода "деколонизацию" интеллектуального поля. Рост интереса к незападной мысли, переоценка отечественного философского наследия и т.п. «Но не все в восторге от подобного».
«Что касается переоценки отечественного философского наследия, то показательна недавно состоявшаяся дискуссия относительно публикации тома по истории ИФ РАН – "Институт научной философии. Начало". Книгу распиарили, отчего она превратилась из банального мемориального кирпича к юбилею в идеологический документ. На что читающая публика, которая находится вне поля действия идеологического колпака, каким бы он ни представлялся воображаемым, тут же и среагировала», - уточнил Данилов.
«В общем, деполитизация истории Института видится продуктом определенного типа политики, - заключил политтехнолог. - Так что если у тебя нет политической позиции, ты не хочешь участвовать в гражданской войне слов, то тебе ее навяжут, как бы ты этого не хотел и как бы ты ни удивлялся, наблюдая свое отражение в зеркале идеологии».