16 мая московский завод «Рено» перешел на баланс города. Мэр столицы Сергей Собянин почти сразу анонсировал, что на нем начнут выпускать автомобили под историческим названием «Москвич». Одновременно с этим весь май простаивает самарский «АвтоВАЗ» из-за отсутствия необходимых комплектующих. В качестве одной из кризисных мер в России временно разрешили выпуск автомобилей класса «Евро-0», без ABS и подушек безопасности. Так, есть ли будущее у отечественного автопрома в условиях санкций и все большей технологической изоляции России? Редакция PublicO спросила об этом у экспертов.
Экономист, директор по экономической политике НИУ ВШЭ, директор Центра исследований структурной политики Юрий Симачев отметил, что если будут выполняться договоренности о поддержке фирмой Renault в возможном поиске комплектующих, партнеров, то это будет очень ценной помощью.
«Сложно сказать про перспективы нашего автомобилестроения в целом. Понятно, что какие-то автомобили мы будем производить, но они будут более низкого качества и безопасности, меньшего разнообразия. Без потерь дело не обойдется. Несправедливо будет сказать, что ничего нельзя будет произвести, но конечное качество и надежность пострадают», - добавил он.
Экономист, политик, публицист Михаил Делягин считает, что проблема не только в уничтоженной ранее промышленности России и сложности поиска альтернативных комплектующих.
«Нужна массовая промышленная активность. Нужны дешевые кредиты. Учитывая, что рентабельность нашей обрабатывающей промышленности по активам 5% (согласно официальным данным), доступный кредит для промышленности — это 2%. Это вам не ипотека. И это задачи уже не для Минпромторга, а для государства: такой дешевый кредит требует ограничения финансовых спекуляций и ограничения произвола монополий. С учетом решения этих двух задач все остальные сложности только технические», - сказал Делягин.
«А также нужно нормализовать образование, чтобы выпускники ВУЗов (не говоря уже о школах и колледжах) были в состоянии хотя бы воспринимать информацию. Сейчас образование, основанное на ЕГЭ, направлено на комплексную и всестороннюю дебилизацию людей. С одной стороны, это очень удобно: они верят официальной пропаганде и любому бреду, который они слышат, и даже воспроизводят этот бред близко к тексту, не задумываясь о его смысле. Но, с другой стороны, это проблема, потому что люди ничему не могут научиться в принципе: у них разрушена способность к обучению», - добавил эксперт.
«Но первые и главные задачи — ограничение произвола монополий и ограничение финансовых спекуляций», - подчеркнул Делягин.
В свою очередь председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов уверен, что шансов на развитие российского автопрома достаточно много.
«Российский автопром - это же не только российские марки автомобилей, это заводы, находящиеся на территории России. Они здесь работают и платят налоги, на них работают россияне; на многих заводах, собирающих всевозможные марки, уровень локализации достаточно большой, запчасти также идут из России», - отметил эксперт.
«Когда мы говорим о развитии отечественных марок, мы имеем виду наши разработки, и они есть. Я точно знаю, есть у ГАЗа, и у УАЗа есть разработки легковых автомобилей, например, современных кроссоверов, но они не были запущены в серию по причине необходимости больших вложений. У нас делается все, начиная от военной техники и заканчивая инвалидными автомобилями», - заключил Солдунов.
Он подчеркнул, что технологии для развития автопрома в России есть. А если обеспечить спрос, то с учетом использования отечественных запчастей и цена будет «достаточно интересная».