Миллер не говорит о том, что труба придет абсолютно в каждый населенный пункт России, речь идет о какой-то программе газификации для тех объектов страны, куда подведение газопровода рентабельно. Об этом в беседе с Publico заявил эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Ранее на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что компания к 2030 году выполнит задачу по полной газификации в России. По его словам, в 2024 году в программы газификации и догазификации регионов страны будет направлено рекордные 270 млрд рублей, что больше на 33,5 млрд рублей, чем в этом году.
«Когда мы говорим о газификации к 2030 году, речь идет о технически возможной газификации и, по всей видимости, еще о том, что газификация воспринимается как доведение газопровода до границы населенного пункта. Это важный момент, потому что Миллер не говорит о том, что труба придет абсолютно в каждый населённый пункт России, даже какой-то удалённый хутор или на побережье Северного Ледовитого океана. Нет, об этом речь не идёт, это нерентабельно, и «Газпром» такие населенные пункты в свои процентные исчисления не вносит», — отметил Юшков.
«Скорее, речь идет о какой-то программе газификации для тех населённых пунктов, куда подведение газопровода рентабельно, их «Газпром» и собирается подключить, то есть довести до их границы к 2030 году. По всей видимости, здесь даже не идет речь о том, чтобы внутри населённых пунктов обязательно развести по всем улицам и подвести ко всем домам. Это элемент, который сейчас всё больше записывается в программу социальной газификации и считается отдельно. Поэтому не стоит говорить о тотальном подключении газа вообще всем потребителям страны — и в Якутии, и на Дальнем Востоке, и в Магадане», — добавил эксперт.
«Есть определенные ограничения, о которых мы говорим. К тому же Миллер не совсем пояснил момент автономной газификации, учитывает ли «Газпром» её в своих планах или нет? Часть населённых пунктов должна быть газифицирована именно за счёт автономного подключения», — подчеркнул он.
«Имеется в виду, что где-то на конце трубы, например, строится малотоннажный завод по сжижению газа, и дальше цистерны с СПГ развозят, например, автотранспортом, оставляют в посёлке около котельной, и этот газ используют постоянно. Закончился, привезли новую крио-цистерну, старую забрали. Таким образом тоже считается, что населённый пункт газифицирован, хотя формально к нему труба не доведена. Какая-то часть населенных пунктов будет газифицирована именно за счет СПГ в виде автономной газификации», — указал Юшков.
«Но опять же, вопрос ещё в том, что «Газпром» только несколько лет назад только допустили внутрь населенных пунктов. До этого строительством внутрипоселковых и внутригородских газопроводов занимались подрядчики на деньги местных городских и прочих бюджетов. Денег этих было мало, поэтому часто, по статистике «Газпрома», населенный пункт, например, газифицирован, но внутри газа нет», — уточнил он.
«Теперь же «Газпром» стал оператором социальной газификации, и газопроводами внутри населённых пунктов занимается он. Но, видимо, строительство таких поселковых и городских газопроводов не входит в расчет той газификации, о которой сейчас говорил Миллер.
«Это будет продолжаться и после 2030 года, и уж тем более, когда мы говорим, чтобы у человека на плите зажегся газ, такие сроки вообще никто не ставит, потому что зачастую это зависит от пользователей газа», — добавил Юшков.
«То есть, например, газ пришел к забору, сейчас это фактически бесплатно. Дальше, например, надо 10 метров провести по участку и завести газ в дом. Это все равно будет дорого, потому что тарифы на строительство внутри участка зачастую по несколько тысяч, то есть 10 метров могут обойтись и в 50 тысяч рублей, потом еще вывести на поверхность, купить счетчик, поставить котел, плиту — получается уже более 100 тысяч рублей в итоге. Кто-то не может себе позволить такие траты, кто-то копит деньги, поэтому неизвестно, когда это произойдёт», — пояснил эксперт.
«Тем не менее, действительно за последние лет 5 финансирование программы газификации очень выросло, и это безусловно позитивно. «Газпрому» сейчас нужно куда-то монетизировать тот газ, который он раньше экспортировал в Европу, чтобы месторождения не простаивали. Поэтому внутренний рынок для него приобретает особое значение», — заключил Юшков.
Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.