30 лет мы воспитывали детей на том, что нет ничего важнее их собственного эгоизма
Именно той группе,
которая предполагает, что в случае чего на войну пойдёт она, это патриотизма и не
прибавляет. Патриотизм должен быть заложен заранее, человек уже должен стоять на
патриотической позиции. Тогда война, конечно, радостью всё равно не будет, но
ты будешь готов её принять. Если же патриотизма в принципе нет, то, как только человека
призывают воевать, у него тут же возникает масса мыслей, почему этого не надо
делать.
Патриотизма у молодежи нет
именно потому, что 30 лет мы воспитывали детей на том, что ничего важнее их
собственного эгоизма в жизни нет и быть не может. Мы приложили огромные усилия в
этом и достигли результат. Принимая Пирамиду Маслоу в качестве основы
обществознания в средней школе, странно было бы ожидать что-нибудь другого.
Хотя с другой стороны,
даже если бы мы учили детей интернационализму и прочим «измам», жизнь их всё
равно переучивала бы на эгоизм. Тот, кто на всех плюёт и на всех наживается, —
становится успешным, а тот, кто пытается кому-то помочь, превращается в Дон
Кихота. Сама жизнь растит эгоистов.
Бытие определяет
сознание. В 1990-е годы было заложено то, что сейчас потребляем. Много лет
казалось, что наше ядерное могущество защищает нас от внешних врагов, и поэтому
нам плевать. Американцы – совершенные эгоцентрики, но подъем государственного
флага там обязателен. А мы, русские, всегда до конца. Если эгоизм — значит,
никакого общества, ничего государственного знать не хочу; как у Стругацких:
человек, удовлетворенный желудочно.
В США кое-как удавалось
сохранять баланс, а в России нет. Если уж мы начинаем, то доходим до самого
конца в любом проявлении. Если государство, то ничего, кроме государства, не
остаётся. Если эгоизм, то плевать на весь мир. Как говорил Достоевский: «Нет,
широк человек, слишком даже широк, я бы сузил».
Но надо отметить, что даже
в этих условиях у нас еще есть герои.