Большие инфраструктурные проекты – это не только развитие экономики, но и ответы на запросы населения страны
Если раньше президент Путин при рассмотрении вопросов, например, о высокоскоростных магистралях, говорил, что нужно все аккуратно взвесить и посчитать, то сегодня президент объявил, что пришла пора заняться подобного рода проектами. Ведь теперь существенным образом изменилась ситуация: связанность российских территорий, задействование потенциала периферийных городов и прочее стало очень актуальным. Теперь невозможно опираться только на огромные мегаполисы.
Например, высокоскоростная магистраль Москва-Санкт-Петербург, позволяющая проехать между двумя столицами за 2 часа, превращает весь этот коридор в единый инфраструктурный узел. Это огромный импульс для развития Тверской области. За 45 минут доехать из Твери до Москвы – приблизительно то же самое, что доехать с одного конца Москвы на другой. Подобные проекты позволяют использовать потенциал соседних областей, использовать малые и средние города региона в качестве развития бизнеса, сельского хозяйства, переработки, вовлекать в сельхозоборот заброшенные земли.
Аналогичная ситуация связана с огромным регионом Волги. Высокоскоростная магистраль до Казани позволяет задействовать весь потенциал района Большой Волги, не встречая ограничений по транспортной доступности.
Не зря президент Путин говорил о том, что БАМ был необходимой предпосылкой для нашего поворота на Восток. Это справедливо и для транспорта, и для использования экспортного потенциала. Сам я первый раз попал на БАМ в 1982 году, я видел эту стройку своими глазами. Вся восточная часть БАМа – это экспортный потенциал, а также предпосылка для поворота на Восток. Сегодня поворот на Восток предполагает ещё и бесшовный путь Север-Юг из портов Индии, Пакистана, Ирана прямо до Санкт-Петербурга. Эти проекты продиктованы актуальными задачами наращивания экономического потенциала страны.
Когда президент Путин начинал Послание-2024, он говорил о том, что в последнее время много встречался с людьми, и то, что он озвучивал в Послании, во многом ответ на их запрос. Одним из таких запросов является возобновление деятельности региональной авиации, а это огромный инфраструктурный проект, связанный с возобновлением деятельности уже средних и малых аэродромов, производство самолётов для региональной авиации, все взаимосвязанные инфраструктурные проекты. Все это не только идет на благо развития экономического потенциала страны, но еще и отвечает на запросы людей, которые не хотят в современных условиях динамичной жизни жить в «медвежьих углах», не имея простой и быстрой связи с «большой землей».
Раньше президента сдерживал от работы с мегапроектами и неудачный опыт Европы. Например, высокоскоростные магистрали Испании мало загружены и превратились в огромную ношу для испанского бюджета. Аналогичные проблемы, полумёртвые города есть и в Китае. Но теперь после того, как становится понятен уровень загрузки, рентабельности и прочего, мегапроекты получают свою реализацию.
Реализация таких проектов вовлекает в оборот ранее заброшенные сельскохозяйственные территории. По разным оценкам, с конца 1980-х гг. по настоящее время оказываются заброшенными от 70 до 100 млн гектаров ранее обрабатываемых земель. В мире же имеется дефицит продовольствия и продовольственных товаров, а Россия выступает одним из самых мощных драйверов поставок сельхозпродукции, растениеводства, животноводства и прочего. Вовлечение таких заброшенных гектаров, которые по размеру соответствуют небольшим европейским странам, в работу – это ещё и решение проблемы недостатка продовольствия в мире, ведь численность населения будет расти еще полвека. При этом изменение климатических условий ухудшает возможности производства продовольствия на Глобальном Юге. И в этом смысле реализация инфраструктурных проектов, развитие сельского хозяйства, переработки и т.д., ещё и решение глобальных проблем.
Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.