Китай нам союзник, но основания бояться китайской экспансии, безусловно, есть
Когда около пяти лет назад в Китае была принята арктическая концепция, ее мало кто заметил и расценил всерьез. Тем не менее, эта концепция очень четко структурировала те идеи, которые Китай выражает по отношению к арктическому региону. Буквально первая фраза этой стратегии говорит о том, что Китай является околоарктической страной, хотя мы знаем, что он удален от арктической зоны, и есть другие прямые интересанты в развитии региона - это 8 стран, входящие в Арктический совет.
Интерес Китая к Арктике не выглядит очевидным, поэтому даже его ледокольный флот вызывает вопросы.
Мы уже не заметили, как Китай вошел на Шпицберген, пользуясь договором 1920-х годов. Россия, руководствуясь этим же соглашением, производит добычу угля и ведет иную хозяйственную деятельность на норвежском Шпицбергене, но монополии у нас нет.
Однако же понятно и то, что без сотрудничества с нашей страной, какие-то шаги по внедрению в Арктику Китаю совершить вряд ли удастся. Поскольку без участия России, которая контролирует Северный морской путь, дальнейшие действия внутри региона будь то транзит, связанный с перевозками грузов, будь то исследовательские или хозяйственные миссии, будут просто невозможны.
Китай вынужден будет искать взаимодействия с нашей страной. Нужно быть готовым к тому, чтобы это осуществлялось в полном соответствии с международным правом. В этом смысле не всегда встречается полное взаимопонимание между нашими странами, потому что российские предложения по признанию части Северного Ледовитого океана шельфовой зоной или статуса Северного морского пути, имеют нюансы трактовки в нашем российском и в международном законодательствах. Пока эти спорные моменты не найдут общепризнанного понимания, диалог будет затруднен.
Китай делает прямые предложения инвестиционного участия китайских компаний в реализации ряда проектов на территории российской арктической зоны. Мы видели его предложения, связанные с развитием железнодорожного выхода к Северному Ледовитому океану в европейской части страны. Проектов много, и пока окончательного решения с нашей стороны не существует, но предложения китайцев были высказаны прямо.
Нам нужно иметь более внятную политику, говорящую о наших последовательных действиях в арктической зоне в рамках именно международного сотрудничества. Пока у нас есть расхождения юридического порядка, а также определенного рода претензии, которые предъявляют западные партнеры по отдельным вопросам экологии, обороноспособности и т.д. Поиск решений в этой области крайне необходим.
В связи с этим председательство России в Арктическом совете в этом году позволит снять острые проблемы. Дальше должна начаться тонкая и долгая настройка новых отношений. Тем более что позиция по отношению к Арктике активно меняется и внутри нашей страны: в 2020 году целый ряд стратегических документов о планировании развития Арктической зоны был принят в России. Вышел отдельный федеральный закон о предпринимательской деятельности. Российское понимание развития Арктики активно закрепляется, но этот процесс пока еще не завершен.
Основания бояться китайской экспансии, безусловно, тоже есть. Это касается и Дальнего Востока, и других регионов, и, конечно, Арктики. Наша страна находится на этапе демографического сжатия, а в Китае очевидная перенаселенность. Но и переоценивать масштабы опасности экспансии Китая не стоит.
Да, развитие Китая идет более бурно экономически, чем наше, и он будет занимать все больше места на глобальной карте мирового хозяйства в будущем. Вероятно, что в XXI веке вообще произойдет сдвиг центра экономической силы с Северной Атлантики в северную часть Тихого океана, и роль Китая в целом будет увеличиваться. Но процесс этот естественный и объективный. Поэтому к угрозе «китайской колонизации 5.0» следует отнестись с определенной долей разумного понимания. Нельзя сказать, что уже завтра произойдет что-то подобное. Не первое десятилетие мы слышим о китайской экспансии на Дальний Восток, но, тем не менее, фактов, подтверждающих эту экспансию, пока нет.