Мы не можем судить, что есть классика и кто есть классик, за последние семьдесят лет
Сам я хорошо отношусь к группе «Любэ», Олегу Газманову и к другим патриотическим исполнителям, но я принципиально против включения в школьную программу любых современных авторов.
Дело в том, что школьная программа как раз и есть тот самый канон, который формирует будущее восприятие классики. То есть что попало в школьную программу, то и есть настоящая классика, увековеченная мемориальная. Таково свойство школьной программы: не просто ознакомление детей с чем-то важным и интересным, а формирование этого самого классического канона.
И мы, современники, совершенно не знаем, что из современной культуры является ценностью, а что – нет. Решает это только время, поэтому принято, что в канон литературы включается то, что выдержало испытание временем сроком в семьдесят лет. Это средний срок человеческой жизни, поэтому все то, что сделано, после Великой Отечественной войны я бы в принципе не включал школьную программу: ни литературу, ни музыку, ни живопись, ни другие виды искусства.
Я знаю, что в школьную программу включаются произведения последних лет, но, на мой взгляд, это ошибка. Мы создаём неправильный канон. Таким образом, мы не можем серьёзно судить, что есть классика и кто есть классик за последние семьдесят лет. Все, что было до того времени, мы судить можем, но позже – нет. И тем более, я бы воздержался включать совсем современных авторов в школьную программу.
Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.