ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
У здания МГУ
Среднее образование сегодня нужнее высшего
Ирина Абанкина
Ирина Абанкина
24 июнь 2024

Необходимо выстроить соответствие профессиональных знаний актуальной структуре рынка труда

Готова поддержать высказывание Сергея Кравцова о том, что среднее профессиональное образование как непрерывная образовательная траектория более выгодна отдельным группам выпускников, которые ориентированы на быстрое вхождение на рынок труда и постепенное наращивание своей квалификации.

Высшее образование по инженерным, техническим, технологическим специальностям предполагают именно высшие квалификационные категории (пятую, шестую), а это решение инженерных, сложных технологических задач. Но, на самом деле, очень широка востребованность работников и четвертой, и даже третьей квалификационной категории. Это все, кто занят техническим обслуживанием, логистикой, эксплуатацией, ремонтом (в том числе и современной сложной техники). Мы знаем, что для средне- медицинского персонала достаточно среднего профессионального образования. Сегодня действует и разрешение выпускникам колледжей работать педагогами в школах, причем не только в начальной школе, но и в старшей школе, в том числе, из-за дефицита кадров.

Есть целые направления, которые сегодня связаны с цифровизацией, где среднее профессиональное образование является вполне достаточным уровнем и позволяет дальше адаптировать свою образовательную траекторию, наращивая необходимые компетенции, используя те или другие гораздо более краткие курсы.

Надо сказать, что и в финансовой сфере в своё время среднее профессиональное образование было ведущей траекторией. Только отдельные финансовые институты предлагали высшее образование, а те, кто были связаны с обеспечением финансовой деятельности, имели среднее профессиональное образование. Сегодня с учётом очень серьёзной информатизации в этой сфере, его также, как правило, достаточно. Поэтому крупные сегменты, связанные с финансовым обслуживанием, цифровизацией, строительным бизнесом, логистикой, эксплуатацией оборудования и т.д. действительно часто нуждаются в выпускниках со средним профессиональным образованием.

Безусловно, высшее образование при этом также очень важно. Но профессиональное развитие не препятствует в дальнейшем получению высшего образования, в том числе и как продолжения уже полученного среднего. То есть не с первого курса после школы, а интегрировано, с учётом уже полученных знаний и компетенций, а также опыта работы. Мы сегодня очень нуждаемся в наращивании компетенций до нужного квалификационного уровня. Но не просто как траектории образования сразу после школы в вуз, а как траектории, которая позволяет уже имеющим опыт работы людям получить высшее образование и выйти на следующий квалификационный уровень.

Надо сказать, что и новый сегмент креативных индустрий, а это медиакоммуникации, работа с наследием, проекты в сфере культуры, дизайна, действительно больше ориентирован на мастерство и в меньшей степени буквально на высшее образование. Кстати, кроме балетного училища Ваганова, которое действительно даёт высшее образование, все остальные балетные школы, включая школу Большого театра, дают среднее профессиональное образование. Такая практика не редкость в сферах искусства и культуры, когда основное внимание уделено именно мастерству, а не просто формально высшему образованию, которое требует и другой теоретической базы, и на этой базе развития определённых навыков в решении сложных задач.

Поэтому министр просвещения Сергей Кравцов прав. Есть треки, которые обеспечивают образование, необходимое для очень серьёзного спроса со стороны рынка труда. Эксперты указывают на то, что иногда рынок четвертой квалификационной группы испытывает давление со стороны выпускников более высокой квалификации, которые могли бы работать и на пятом квалификационном уровне, имея высшее образование, но таких мест оказывается недостаточно. Тогда они начинают вытеснять и давить на четвертый квалификационный уровень, где достаточно и среднего профессионального образования.

Марк Агранович проводил интересное исследование по уровням профессионального образования и структуре экономики и по странам мира, и по регионам нашей страны. Исследование показывает, что структура экономики отдельных стран может находиться в большем или меньшем соответствии со структурой уровней образования. И существует как и недостаток образования, в том числе профессионального, когда работодателям приходится за свой счёт учить и обеспечивать квалификацию работников, так и превышение его, когда люди с более высоким уровнем образования, которые могли бы работать на инженерных направлениях, в области здравоохранения, педагогики и т.д., вынуждены занимать ниши, требующие более низкого уровня образования, потому что для них просто нет такого количества рабочих мест. У работодателей нет соответствующей потребности в инженерах, технологах, специалистах высшей квалификации, том числе и гуманитарной сферы. Поэтому это очень серьёзная и важная задача: выстроить соответствие профессиональных знаний той структуре рынка труда, которая актуальна сегодня, и которая прогнозируется в перспективе в стране.

 

Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.

Новости партнеров