Освобождение пространства для российских производителей - толчок к развитию экономики
С российского рынка ушли западные бренды. Некоторые
насовсем, некоторые с правом возврата, а некоторые просто продали свои бренды
российским или другим покупателям — организациям или физическим лицам.
Владимир Владимирович Путин сказал, что у нас
колоссальный потенциал отечественных брендов как на внутреннем, так и на внешнем
рынках. Но я хотел бы сделать пояснение: потенциал наших брендов совершенно
неодинаков на внутреннем и внешнем рынках. Сильные бренды, сформировавшиеся в
России, конечно же, сильны и за рубежом: их воспринимают на очень высоком
уровне. Однако у нас очень много брендов, которые замещают сейчас ушедшие или
уходящие бренды. Тут другая картина.
Мнения покупателей внутреннего рынка незначительны.
Мы понимаем, что наиболее известные бренды замещены чем-то, и происходит
некоторое делегирование смысла символов бренда новым брендам. Например, Виола
звучит почти так же, как Valio, Coca-cola это «Добрый кола», Fanta это «Добрый
оранж», Schweppes это «Rich Тоник», McDonald’s это «Вкусно — и точка». Мы
понимаем, что бренды, которые существовали, мы узнаем через предыдущие символы
брендов. Здесь потери силы бренда почти не происходит. Естественно, в некоторых
случаях и таким образом не делегируется сила бренда новым названиям, и здесь
это не очень страшно.
Если взять продуктовый рынок или рынок одежды и
обуви, в том случае, если товары этих брендов покупает население среднего слоя
или с малым достатком, они не выбирают между очень сильным брендом и,
соответственно, дорогим товаром и обычным брендом. Люди традиционно смотрят на
качество наших продуктов, на качество одежды и обуви, которые сегодня
достаточно конкурентны. В принципе, если их устраивает цена/качество, это
берут, слепой зависимости у этого слоя от символов бренда нет.
У брендов есть цвет, картинка, рисунок, слова и
написание этих слов. Это не бренды, это символы брендов. И эти символы помогают
идентифицировать товар, продукт и естественно переносить представления о товаре
или услуге. Российский потребитель сегодня уже видит тот или иной продукт и
переносит свое представление через качество и соотношение цены и качества.
Элита, которая в большей степени реагирует на символы высоких брендов, уже в
небольшом количестве в России (сейчас еще даже и уменьшилась), и поэтому рынок
она сильно не меняет.
Новые бренды, которые формируются через новые
символы, будут набирать силу достаточно быстро, особенно те, которые имеют
свойство принимать делегированное им качество, делегированные им названия и
символы. Таким образом, я думаю, как Владимир Владимирович и сказал, что освобождение
пространства для российских производителей, для российских лидеров бизнеса, конечно, даст толчок развитию экономики.