Партия может привлечь самый разнообразный электорат
Партия может привлечь самый разнообразный электорат
Если говорить про интеллектуальный класс, то в России он многообразен. Те же врачи и учителя голосуют по-разному. Именно этим категориям более соответствует другое определение – бюджетники. И голосование их происходит различно: есть административное голосование, когда голосуют, как просит начальство. У врачей оно очень слабо. Голосование врачей нередко носит более протестный характер. Учителя в этом смысле более мобилизуемы, т.к. большинство избирательных участков располагается в школах. Объединять две эти категории в одну не следовало бы.
Протестный избиратель хочет перемен и это в немалой степени молодой избиратель, старшее поколение перемен, скорее, боится. В этом смысле очень интересно голосование за «Новых людей» в 2020 году. Это были единственные региональные выборы, в которых партия участвовала, выдвинув общую модернистскую программу в поддержку вертикальной мобильности, новых возможностей образования, уменьшения количества запретов и т.д..
И выборы эти в регионах, которые считаются нелиберальными, они выиграли. Калужская область, Рязанская, не Москва и не Петербург, партия везде прошла, везде преодолела 5% барьер. То есть в регионах есть запрос на подобные идеи. Интересно, что рядом же с «Новыми людьми» шла партия «За правду» Захара Прилепина, и прошли лишь в одном регионе – в Рязанской области, малой родине Прилепина.
На региональных выборах партия «Новые люди» выступила весьма и весьма успешно. Избиратель их человек образованный, но не очень идеологически ориентированный, желающий умеренных перемен, чтобы было «посвободнее». И такой избиратель может проголосовать за них - часть врачей, учителей, представители малого бизнеса, хотя это не всегда академически образованные люди. Сейчас рейтинг партии подрос, но до 5% ему еще далековато.
Но результаты региональных кампаний не конвертируются в результаты федеральной кампании. В регионах большую роль играют «месседжи»: если человек вдруг увидел хорошую агитацию, слоган, программу, он может заинтересоваться и проголосовать за партию. На федеральном же уровне большую роль играет персональный фактор – кто во главе партии. За «Единую Россию» голосуют в первую очередь за Владимира Путина. Сторонники ЛДПР – за Владимира Жириновского и т.д.
Кто такой Алексей Нечаев, известно слабо. Сам он не является харизматической фигурой, он – предприниматель. Одна из особенностей предпринимателей – минимизировать риски, и он поступает именно так – снижает политические риски. В политику он только пришел и неизвестно, сколько в ней пробудет. Нечаев мало узнаваем, и его фигура не является стимулом голосовать за партию.
Для оппозиционно настроенных избирателей «Новые люди» слишком умеренны – уход от четких формулировок по острым и болезненным для оппозиции вопросам, обтекаемость программы «за все хорошее» не служат не лучшими рекомендациями для оппозиционеров. Интеллектуальный класс России в значительной степени либерален, и он хочет прямых ответов на ряд вопросов: отношение к Путину, отношение к Навальному и т.д. Партия «Новые люди» в этом очень осторожна, поэтому не может стать своими для оппозиции.
Чтобы проявиться на федеральном уровне, партии нужно ярко о себе заявить. И «Новым людям» сложнее это сделать, чем в региональных кампаниях. Как партия интеллектуального класса она вряд ли сможет проявиться. Как партия людей, которые выступают за перемены, нужно обратить на себя внимание и показать, чем ты можешь заинтересовать, но пока и с этим у «Новых людей» проблематично.
Если мы говорим об интеллектуальном классе как о людях, которые выдают интеллектуальный продукт, то они обладают важной особенностью: интеллектуальный класс привередлив в своем электоральном выборе, и чтобы его привести на избирательные участки, нужны веские основание. Нужны мотивы: либо отчетливая оппозиционность, а «Новые люди» никакая не оппозиция; либо престижность, т.е. в своем кругу избирателю престижно сказать «я проголосовал за эту партию и этого человека», опять же пока эта партия не удовлетворяет этому запросу; либо протестное голосование, т.е. голос против партии власти. Для этого также нужны серьезные рекомендации, которые вряд ли получат «Новые люди».
Шанс «Новых людей» не в интеллектуальном классе. Шанс в том, чтобы проявить себя на финише избирательной кампании. Пока их программа «не цепляет». Но если они в ходе дебатов или хорошей агитации преуспеют, подберутся на уровень выше 3%, у них появится шанс пройти в Госдуму. Может начаться эффект снежного кома, часть избирателей может увидеть, что за «Новых людей» голосуют, и также проголосовать за них.
Еще один шанс «Новых людей» - это хорошее наименование. И избиратель последнего дня, то есть абсолютно аполитичные люди, которые голосуют, изучая только бюллетень на участке, могут заинтересоваться эффектным названием.
Поэтому возможный электорат «новых людей» очень разнообразен, и это не только интеллектуальный класс. Но важно как будут разыграны два шанса: повысится ли рейтинг партии в ходе агитационной кампании, и как проголосует избиратель последнего дня.