ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
«Новые люди» создают идеологию новой России
«Новые люди» создают идеологию новой России
Алексей Макаркин
Алексей Макаркин
23 авг. 2021

Партия может привлечь самый разнообразный электорат

Партия может привлечь самый разнообразный электорат

Если говорить про интеллектуальный класс, то в России он многообразен. Те же врачи и учителя голосуют по-разному. Именно этим категориям более соответствует другое определение – бюджетники. И голосование их происходит различно: есть административное голосование, когда голосуют, как просит начальство. У врачей оно очень слабо. Голосование врачей нередко носит более протестный характер. Учителя в этом смысле более мобилизуемы, т.к. большинство избирательных участков располагается в школах. Объединять две эти категории в одну не следовало бы.

Протестный избиратель хочет перемен и это в немалой степени молодой избиратель, старшее поколение перемен, скорее, боится. В этом смысле очень интересно голосование за «Новых людей» в 2020 году. Это были единственные региональные выборы, в которых партия участвовала, выдвинув общую модернистскую программу в поддержку вертикальной мобильности, новых возможностей образования, уменьшения количества запретов и т.д..

И выборы эти в регионах, которые считаются нелиберальными, они выиграли. Калужская область, Рязанская, не Москва и не Петербург, партия везде прошла, везде преодолела 5% барьер. То есть в регионах есть запрос на подобные идеи. Интересно, что рядом же с «Новыми людьми» шла партия «За правду» Захара Прилепина, и прошли лишь в одном регионе – в Рязанской области, малой родине Прилепина.

На региональных выборах партия «Новые люди» выступила весьма и весьма успешно. Избиратель их человек образованный, но не очень идеологически ориентированный, желающий умеренных перемен, чтобы было «посвободнее». И такой избиратель может проголосовать за них - часть врачей, учителей, представители малого бизнеса, хотя это не всегда академически образованные люди.  Сейчас рейтинг партии подрос, но до 5% ему еще далековато.

Но результаты региональных кампаний не конвертируются в результаты федеральной кампании. В регионах большую роль играют «месседжи»: если человек вдруг увидел хорошую агитацию, слоган, программу, он может заинтересоваться и проголосовать за партию. На федеральном же уровне большую роль играет персональный фактор – кто во главе партии. За «Единую Россию» голосуют в первую очередь за Владимира Путина. Сторонники ЛДПР – за Владимира Жириновского и т.д.  

Кто такой Алексей Нечаев, известно слабо. Сам он не является харизматической фигурой, он – предприниматель. Одна из особенностей предпринимателей – минимизировать риски, и он поступает именно так – снижает политические риски. В политику он только пришел и неизвестно, сколько в ней пробудет. Нечаев мало узнаваем, и его фигура не является стимулом голосовать за партию.

Для оппозиционно настроенных избирателей «Новые люди» слишком умеренны – уход от четких формулировок по острым и болезненным для оппозиции вопросам, обтекаемость программы «за все хорошее» не служат не лучшими рекомендациями для оппозиционеров. Интеллектуальный класс России в значительной степени либерален, и он хочет прямых ответов на ряд вопросов: отношение к Путину, отношение к Навальному и т.д. Партия «Новые люди» в этом очень осторожна, поэтому не может стать своими для оппозиции.

Чтобы проявиться на федеральном уровне, партии нужно ярко о себе заявить. И «Новым людям» сложнее это сделать, чем в региональных кампаниях. Как партия интеллектуального класса она вряд ли сможет проявиться. Как партия людей, которые выступают за перемены, нужно обратить на себя внимание и показать, чем ты можешь заинтересовать, но пока и с этим у «Новых людей» проблематично.

Если мы говорим об интеллектуальном классе как о людях, которые выдают интеллектуальный продукт, то они обладают важной особенностью: интеллектуальный класс привередлив в своем электоральном выборе, и чтобы его привести на избирательные участки, нужны веские основание. Нужны мотивы: либо отчетливая оппозиционность, а «Новые люди» никакая не оппозиция; либо престижность, т.е. в своем кругу избирателю престижно сказать «я проголосовал за эту партию и этого человека», опять же пока эта партия не удовлетворяет этому запросу; либо протестное голосование, т.е. голос против партии власти. Для этого также нужны серьезные рекомендации, которые вряд ли получат «Новые люди».

Шанс «Новых людей» не в интеллектуальном классе. Шанс в том, чтобы проявить себя на финише избирательной кампании. Пока их программа «не цепляет». Но если они в ходе дебатов или хорошей агитации преуспеют, подберутся на уровень выше 3%, у них появится шанс пройти в Госдуму. Может начаться эффект снежного кома, часть избирателей может увидеть, что за «Новых людей» голосуют, и также проголосовать за них.

Еще один шанс «Новых людей» - это хорошее наименование. И избиратель последнего дня, то есть абсолютно аполитичные люди, которые голосуют,  изучая только бюллетень на участке, могут заинтересоваться эффектным названием.

Поэтому возможный электорат «новых людей» очень разнообразен, и это не только интеллектуальный класс. Но важно как будут разыграны два шанса: повысится ли рейтинг партии в ходе агитационной кампании, и как проголосует избиратель последнего дня. 

Новости партнеров