Патриотический посыл нужно актуализировать, приближать к сегодняшнему дню
Я понимаю, почему в школы возвращается советская классика: нам необходимо подтягивать патриотическое воспитание детей, поэтому и нужны подобные произведения.
Но сам я, честно
говоря, давно не учился в школе и понятия не имею, что сейчас осталось в
школьной программе, а что не осталось. Мне сложно судить, вместо чего будут
включены в программу эти произведения. В мои школьные годы далеко не всё из
этого списка было в программе. Мы изучали «Разгром»
Александра Фадеева, помимо «Молодой Гвардии», а «Горячий снег» Юрия Бондарева был внеклассным чтением.
В основном в приводимом списке
произведения, которые должны были воспитывать советский патриотизм. Я не знаю,
что именно будут думать школьники после их прочтения: может быть, что на самом
деле вот ту советскую страну надо было защищать. Но какое отношение это имеет к
нынешней стране, непонятно. К тому же, я не уверен, что это будет их любимым
чтением. У меня, например, всё это не было любимыми произведениями в школе, но,
может быть, кто-то действительно этим увлекался.
Знать этот пласт
культуры, безусловно, нужно. Когда-то у нас даже Александр Солженицын был в школьной программе, хотя и по
Солженицыну судить о том периоде истории государства довольно затруднительно.
Чем люди жили, чем они
дышали, за что боролись, за что умирали в течение 70 лет советской власти, нужно
знать. Нужно извлекать уроки из того прошлого. Из того, что люди были готовы
умирать за ту страну; находились и те, которые действительно верили в идеи, с
которыми та страна развивалась и ради которых она жила. И когда люди перестали
в них верить, страна умерла.
Но вместе с тем, хотелось
бы именно патриотический посыл как-то актуализировать, приблизить к
сегодняшнему дню. Чтобы не было впечатления, что речь идет о какой-то
совершенно другой стране, которая действительно жила по другим законам. Мы же
не собираемся сейчас строить социализм и коммунизм. Но герои «Молодой гвардии» умирали именно за
это, за то, чтобы не было эксплуатации человека человеком. Ребенок прочтет и
подумает, а как лично меня это касается, когда мы живем в обществе, где такая
эксплуатация узаконена?
Мне пока сложно судить
о том, какой эффект всё это произведет. Я понимаю, что подобный список
нескольких произведений такого рода обязательно нужно включить в программу. Но
с точки зрения воспитания у школьников навыков чтения, приобщения к чтению,
сложно судить, насколько это будет успешно.