Пока в России волонтерство развивается стихийно
Пока в России волонтерство развивается стихийно
Во многих странах мира уже давно рассчитывается условная оценка стоимости волонтерского труда, и в отдельных странах эта оценка даже включена в расчет ВВП. Деятельность общественных организаций и волонтерских движений по этим расчетам составляет до несколько процентов валового внутреннего продукта некоторых государств. Методики экономического подсчета понятны: если упрощенно, то количество часов работы умножается на ставку, условную стоимость человеко-часа, и таким образом рассчитывается вклад волонтеров в ВВП.
Есть и более глубокие методы анализа, связанные с экономическим эффектом. Их учитывает государство при выделении грантовой поддержки. Де-факто некоммерческие организации и волонтерские команды создают набор услуг, который бесплатно предоставляется нуждающимся, например, пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам. Или помогают решать общественно полезные задачи, например, в сфере экологии. Это реальные услуги, которые в противном случае пришлось бы создавать государственным социальным и иным службам, тратя на это бюджетные средства. Поэтому подсчет экономической составляющей волонтерства закономерен и правилен.
Другое дело, что пока в России волонтерство развивается стихийно, государство больше внимания уделяет спортивно-патриотической составляющей в этой области, то есть воспитательной работе с молодежью. Социальному же волонтерству, на мой взгляд, недостаточно уделяется внимания государства. Наверное, это происходит в силу того, что тема социального волонтерства сложная, системная и ее тяжело развивать командным административным ресурсом. Хотя есть в этом плане и позитивные примеры. Например, акция #МыВместе, когда в период пандемии часто при активном участии региональных и местных органов власти создавались волонтерские команды поддержки. В акцию включались и некоммерческие организации, и в итоге все только выиграли. Волонтеры оказали реальную и очень значимую поддержку тем людям, у которых была сложная жизненная ситуация, связанная с коронавирусом.
Как известно, большинство регионов страны – дотационные. И при планировании стратегии социально-экономического развития того или иного региона неплохо было бы закладывать фактор волонтерства и сознательно развивать его внутри конкретного района, города, округа по актуальным направлениям. Например, где-то актуально экологическое волонтерство. У нас очень много городов, где есть системная проблема с экологией. В другом же районе может быть более актуальной поддержка пожилых людей, а где-то важнее всего - спасение людей в ситуации стихийных бедствий, например.
Такие приоритетные направления нужно уметь рассчитывать. И хорошо бы исследования такого рода проводить вместе с некоммерческими организациями, выстраивать из этих расчетов их систему поддержки, в том числе финансовую, через грантовые схемы и другие механизмы.
К чести органов власти нужно признать, что сейчас в каждом субъекте федерации есть региональные грантовые конкурсы, в которых выделяются средства на поддержку волонтерства. И это достаточно часто крупные средства для конкретных организаций или конкретных регионов. Москва – не исключение.
Здесь есть несколько таких конкурсов, в рамках которых волонтерские проекты могут быть поддержаны. Это конкурс грантов мэра, конкурс департамента труда и соцзащиты населения, а также есть отдельные тематики поддержки волонтеров, например, по линии культуры и спорта. В Москве ситуация с финансированием проектов в сфере волонтерства неплохая, и средства могут получить качественно работающие НКО, которые организуют команды и проекты по волонтерской деятельности.
Но, к сожалению, существует нехватка актуальной и адекватной статистики в отношении деятельности волонтеров. Практически нет аргументированных исследований, сколько волонтеров работает в регионе, какого они в среднем возраста и на каком направлении больше потребность в волонтерской помощи – в сфере помощи пожилым или инвалидам, или в сфере культурных мероприятий. Такие данные нигде не озвучены, но их очень не хватает.
В целом же, государство поддерживает волонтерские проекты. Это происходит по нескольким линиям: через грантовый механизм и отчасти через предоставление помещений для волонтерских команд и работы НКО.
Системной аналитики волонтерской деятельности, тем не менее, не хватает.